Информатика:

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Скачать материал
«ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Пояснительная записка
Квалификационные требования к учителям информатики и информационных технологий при первичной, повторной и последующей аттестации
Содержание аттестации учителей информатики и информационных технологий
Социально-профессиональная компетентность (инвариант)
Предметно-профессиональная компетентность
Примерные формы аттестации учителей информатики и информационных технологий
Критерии оценивания различных форм аттестации
Примерные темы образовательных проектов
Примерные темы для собеседования
Литература
Приложения
Приложение 1. Перечень основных нормативных документов по аттестации педагогических и руководящих работников
Приложение 2. Порядок проведения аттестации педагогических и руководящих работников
Приложение 3. Информационная культура и развитие профессиональной компетентности учителя информатики и информационных технологий
Приложение 4. Критерии оценивания профессиональной компетентности учителя информатики и информационных технологий




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Уважаемые коллеги!


Эта программа для тех, кто принял решение пройти аттестацию, а это значит, подвести итоги определённого этапа своей профессиональной деятельности.

Аттестация сегодня – это не столько формальная процедура, требующая составления большого числа отчетных документов, сколько самооценка Ваших профессиональных достижений, самоанализ педагогических проблем и задач, решение которых осуществлялось в межаттестационный период.

Перед системой образования стоит проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в высокоорганизованной информационной среде, эффективного использования возможностей этой среды, обеспечения равноправного доступа к информационным ресурсам и информационным услугам.

Изменение содержания преподавания информатики обусловлено значительным изменением условий развития региона. К таким условиям можно отнести:

  1. высокие темпы информатизации экономики, различных секторов производства и наметившееся отставание информационного обеспечения общего образования;

  2. высокие темпы развития информационного обеспечения высшего образования (в частности, создана единая межвузовская компьютерная сеть, позволяющая использовать современные информационные технологии) и явное отставание в развитии информационных ресурсов общего образования;

  3. высокая степень концентрации информационных ресурсов в крупных городских центрах области при отсутствии даже необходимого уровня доступа к информации в отдаленных территориях;

  4. растущий уровень обеспечения населения области персональными компьютерами и другими информационными средствами и отсутствием механизмов защиты от некачественной информации;

  5. востребованность в быстро развивающихся науко- и информационно-емких секторах экономики и производства Свердловской области кадров нового уровня квалификации, владеющих современными информационными технологиями, и невозможностью их широкой подготовки в силу крайне низкого уровня информационного обеспечения сферы образования.

Учитель должен обеспечить формирование у обучающихся ключевых компетентностей, которые им необходимы для успешной самореализации и адаптации в социокультурной среде.

Основная цель данной программы – познакомить Вас с требованиями к уровню профессиональной компетентности педагога и помочь Вам самостоятельно проанализировать свою деятельность, ее результаты, эффективность.

Программа состоит из двух разделов: социально-профессиональная компетентность (инвариант) и предметный раздел, в котором отражена специфика деятельности учителя информатики и информационных технологий.

Программа подготовки к аттестации учителей и преподавателей, ведущих учебные дисциплины: информатика и информационно-коммуникационные технологии, информационные технологии, культура информационной деятельности, основы информационной культуры, преподавателей допрофессиональной и профессиональной подготовки образовательных учреждений основного, начального профессионального и дополнительного образования призвана способствовать:

  1. осознанию Вами роли информатики в становлении и развитии личности учащегося;

  2. совершенствованию Вашего профессионализма в реализации приоритетных направлений в преподавании информатики, ориентированных на формирование и развитие социальной компетентности обучающихся;

  3. развитию организационно-содержательных и программно-методических условий Вашей работы по оценке результатов образования учащихся по информатике и самооценке результатов собственной педагогической деятельности.

    В программе определены следующие формы аттестационных испытаний: собеседование, представление образовательного проекта, представление аналитического отчета, тестирование.




КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЯМ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Аттестация – это не только процедура установления соответствия квалификационной категории, а, прежде всего, акт общественного признания Вашей квалификации, поэтому не может быть механического дублирования условий прохождения первичной, повторной и последующей аттестации. Для того, чтобы объективно оценить динамику своей профессиональной компетентности, Вам необходимо определить для себя специфику первичной, повторной и последующей аттестаций через характеристику качественных проявлений профессиональной компетентности.

Первичная аттестация Повторная аттестация Последующая аттестация
Вторая категория

Персональная готовность к осуществлению образовательной деятельности в соответствии с целями современного образования.

Квалификация
-знание теоретических и практических основ информатики;
-знание современных достижений в методике преподавания;
-знание новых педагогических концепций;
-умение ориентироваться в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания.

Профессионализм
- владение способами индивидуализации обучения;
- умение активизировать познавательную деятельность учащихся;
- формирование у учащихся общеучебных умений и навыков;
- владение адаптивным стилем поведения, педагогического общения.

Продуктивность
-обеспечение устойчивых положительных результатов (качество образования по информатике в соответствии с ГОС ФК и НРК);
-обеспечение овладения учащимися знаниями основ информатики в соответствии с требованиями ГОС ФК и НРК;
- обеспечение участия обучающихся в школьных олимпиадах, конкурсах.
Вторая категория

Персональная готовность (способность) к осуществлению образовательной деятельности с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей учащихся, к обеспечению вариативности образования в рамках предмета.

Квалификация
- владение глубокими знаниями по информатике;
- использование в своей работе новых методических разработок;
- свободное ориентирование в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, использование их как основы своей педагогической деятельности.

Профессионализм
- при обучении информатике осуществление дифференцированного подхода с учетом темпов развития, склонностей и интересов, состояния здоровья учащихся;
- реализация вариативных методик и современных информационных и педагогических технологий;
- достижение позитивных изменений на основе самоанализа;
- определение педагогических задач с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- создание благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося;
- создание доброжелательной обстановки сотрудничества с коллегами.

Продуктивность
-обеспечение уровня подготовки обучающихся по информатике в соответствии с ГОС ФК и НРК;
- обеспечение участия обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах;
-умение разрабатывать рабочую учебную программу по информатике.
Вторая категория

Персональная готовность (способность) к осуществлению образовательной деятельности с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей учащихся, к обеспечению вариативности в рамках преподаваемого предмета.

Квалификация
- владение глубокими знаниями по информатике и смежным дисциплинам;
- умение самостоятельно разрабатывать методику преподавания информатики;
- свободное ориентирование в содержании контрольно-аналитической деятельности учителя.

Профессионализм
- использование методов диагностики уровня интеллектуального и личностного развития учащихся;
- осуществление отбора современных методик и новых информационных технологий в соответствии с изменяющимися условиями;
- формирование стойкого интереса к изучению информатики и высокой познавательной активности учащихся;
- систематическое сотрудничество с родителями, лицами, их заменяющими, коллегами и другими субъектами педагогического сообщества по созданию комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания учащихся;
- осуществление рефлексии и анализа личного вклада в результат образования на уровне достижений обучающихся.

Продуктивность
-обеспечение уровня подготовки обучающихся по информатике в соответствии с ГОС ФК и НРК (качество образования по информатике стабильно повышается);
- обеспечение участия обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах;
- признание результатов деятельности учителя педагогическим коллективом ОУ.
Первая категория

Персональная готовность осуществлять, а также развивать (корректировать, обновлять, модернизировать) образовательную деятельность в соответствии с развивающимися целями и ценностями современного образования.

Квалификация
- владение глубокими знаниями по информатике и смежным дисциплинам;
- владение методиками анализа учебно-методической работы;
- варьирование методики и программы обучения информатике;
-демонстрация высокого уровня владения методиками преподавания предмета;
-свободное ориентирование в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, использование их как основы в своей педагогической деятельности.

Профессионализм
- профессиональное использование элементарных средств диагностики и коррекции индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференцированного подхода;
- умение варьировать формы и методы обучения;
- формирование у учащихся умений и навыков рациональной организации учебного труда;
- умение сформировать гражданскую позицию учащегося, его реальное социальное поведение;
-создание благоприятного морально-психологического климата для каждого обучающегося.

Продуктивность
- обеспечение возможности учащимися овладения знаниями теоретических и практических основ информатики, предъявления хороших результатов образования в соответствии с ГОС ФК и НРК;
- высокий уровень качества образования подтверждается участием обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, турнирах;
- признание профессиональных достижений учителя на уровне профессионального сообщества.
Первая категория

Персональная готовность осуществлять, а также развивать образовательную деятельность в соответствии с развивающимися целями и ценностями современного образования.

Квалификация
- владение глубокими знаниями своего предмета и смежных дисциплин;
- знание программ и методик, направленные на развитие личности, интеллекта;
- владение одной из современных технологий развивающего обучения;
- владение различными формами психолого-педагогической диагностики.

Профессионализм
- создание условий для развития способностей обучающихся;
- создание условий для формирования у учащихся высокой познавательной активности;
- проявление готовности и способности к рефлексии, самоанализу, коррекции собственной деятельности, самообразованию;
- проявление готовности и способности анализировать качество результата образования на уровне обучающегося, образовательного учреждения.

Продуктивность
- обеспечение учащимся возможности овладения знаниями теоретических и практических основ информатики;
- высокий уровень качества образования подтверждается участием обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, турнирах;
- признание профессиональных достижений учителя на уровне профессионального сообщества;
- разработка учителем учебно-методического комплекса;
- предъявление стабильно высоких результатов работы;
- активное участие в районных, городских мероприятиях по актуальным проблемам развития образования;
- признание профессиональных достижений учителя на уровне профессионального сообщества муниципального образования.
Первая категория

Персональная готовность осуществлять, а также развивать образовательную деятельность в соответствии с развивающимися целями и ценностями современного образования.

Квалификация
- владение глубокими знаниями своего предмета и смежных дисциплин;
- использование возможностей информатики для формирования социально значимых результатов образования;
- проявление готовности и способности к рефлексии;
- проявление способности к адекватному анализу личного вклада в результат образования.

Профессионализм
- творческое применение технологий и программ, внесение в них корректив при необходимости;
- развитие системы взаимоотношений субъектов образовательного сообщества, направленной на развитие качества образования;
- формирование и реализация системы мониторинга качества результатов образования;
- проявление готовности и способности к открытости в образовательном сообществе.

Продуктивность
- обеспечение учащимся возможности овладения знаниями теоретических и практических основ информатики;
- высокий уровень качества образования подтверждается участием обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, турнирах;
- активное участие в районных, городских мероприятиях по актуальным проблемам развития образования;
- наличие публикаций по актуальным проблемам развития образования;
- разработка учителем авторской технологии обучения;
- признание работы учителя образовательным сообществом муниципального образования.
Высшая категория

Персональная готовность осуществлять, прогнозировать и проектировать развитие (обновление, модернизацию) собственной образовательной деятельности, сферы образования.

Квалификация
- владение глубокими знаниями своего предмета и смежных дисциплин;
- наличие соответствующей педагогической и психологической подготовки;
- владение методами научно-исследовательской, экспериментальной работы.

Профессионализм
- умение разрабатывать и апробировать новые педагогические технологии обучения (или авторские образовательные ресурсы) по информатике;
- использование различных форм психолого-педагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования;
- умение объективно оценивать и анализировать свою деятельность, выделяя сильные и слабые стороны;
- создание условий для выявления, отбора и творческого развития особо одаренных учащихся;
- обеспечение вовлечения каждого учащегося в процесс активного учения;
- создание условий для стимулирования мыслительной активности, поисковой деятельности учащихся;
- постоянный поиск новых приемов убеждающего воздействия и предвидение их возможного использования в общении;
- выстраивание системы отношений с учетом индивидуальных особенностей учащихся, родителей, на основе анализа изменений в социуме и рефлексии собственной деятельности;
- демонстрация способности прогнозировать и проектировать изменения в сфере образования и в собственной деятельности (прогнозировать перспективы развития обучающихся, определять пути индивидуального сопровождения и развития;
- развития образовательного учреждения, образовательного сообщества).

Продуктивность
- обеспечение возможности учащимися овладения высоким уровнем образованности в соответствии с ГОС ФК и НРК;
- высокий уровень качества образования подтверждается участием обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, турнирах на уровне города, области, РФ;
- наличие публикаций по вопросам технологии организации процесса образования, методики преподавания предмета в периодической печати муниципального образования и области.
Высшая категория

Персональная готовность осуществлять, прогнозировать и проектировать развитие (обновление, модернизацию) собственной образовательной деятельности, сферы образования.

Квалификация
- владение глубокими знаниями своего предмета и смежных дисциплин;
- наличие соответствующей педагогической и психологической подготовки;
- владение методами научно- исследовательской, экспериментальной работы;
- владение методами системного анализа, прогнозирования и проектирования собственной деятельности;
- знание новых образовательных технологий и возможности их использования в своей педагогической деятельности.

Профессионализм
- участие в исследовательской, экспериментальной деятельности;
- использование в работе собственных оригинальных программ и методик;
- создание условий для выявления, отбора и творческого развития особо одаренных учащихся;
- организация работы по индивидуальным планам с одаренными и слабо мотивированными учащимися;
- проявление способности к самоанализу, коррекции собственной деятельности, самообразованию;
- реализация готовности и способности выстраивать систему отношений и анализировать качество результата образования на уровне обучающегося, образовательного учреждения;
- реализация способности к прогнозированию изменений собственной деятельности, проектированию и выстраиванию системы отношений в образовательном сообществе; - осуществление анализа совместной деятельности;
- проявление способностей к переводу личных профессиональных проблем в русло научно-обоснованных задач и определению путей их решения.

Продуктивность
- обеспечение учащимся возможности овладения знаниями теоретических и практических основ информатики;
- высокий уровень качества образования подтверждается участием обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, турнирах;
- признание профессиональных достижений учителя на уровне профессионального сообщества;
- разработка учителем учебно-методического комплекса;
- предъявление стабильно высоких результатов работы;
- активное участие в районных, городских мероприятиях по актуальным проблемам развития образования;
- признание профессиональных достижений учителя на уровне профессионального сообщества муниципального образования.
Высшая категория

Персональная готовность осуществлять, прогнозировать и проектировать развитие (обновление, модернизацию) собственной образовательной деятельности, сферы образования.

Квалификация
- владение глубокими знаниями своего предмета и смежных дисциплин;
- использование возможностей информатики для формирования социально значимых результатов образования;
- проявление готовности и способности к рефлексии;
- проявление способности к адекватному анализу личного вклада в результат образования.

Профессионализм
- реализация способности к профессиональной рефлексии эффективности собственного участия в развитии образования на уровне ОУ, территории, региона;
- владение профессиональной культурой речи (в совершенстве владеет профессиональной терминологией);
- использование различных форм психолого-педагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования;
- умение анализировать личный вклад в результат образования на уровне достижений обучающихся, образовательного учреждения, территории и региона;
- профессиональная открытость и способность к свободному обсуждению собственных проблем и затруднений, достижений на уровне образовательного сообщества;
- умение анализировать состояние и прогнозировать развитие образовательной среды на основе мониторинговых исследований;
- организация взаимодействия на основе общности интересов и сотрудничества, отражающееся в признании педагога в социуме.

Продуктивность
- обеспечение возможности учащимися овладения высоким уровнем образованности в соответствии с ГОС ФК и НРК;
- высокий уровень качества образования подтверждается участием обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, турнирах на уровне города, области, РФ;
- наличие публикаций по вопросам технологии организации процесса образования, методики преподавания предмета в периодической печати области и РФ;
- признание профессиональных достижений учителя на уровне образовательного сообщества области.






СОДЕРЖАНИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГОГИЙ


СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
(ИНВАРИАНТ)


Программа инварианта опирается на базовые для всех категорий работников образования научно обоснованные и системно организованные разделы содержания.

Структура программы представлена следующими блоками:
• Блок 1. Общекультурная компетентность.
• Блок 2. Компетентность в области образовательной политики.
• Блок 3. Психолого-педагогическая компетентность.
• Блок 4. Компетентность в области саморазвития субъектов образовательного процесса.

Содержание программы не является статичным, может периодически изменяться (дорабатываться, пополняться, корректироваться) с учетом актуального состояния системы образования, ее развития, конкретизации приоритетных направлений государственной политики в области образования.

Содержание инварианта осваивается в межаттестационный период через самообразование, повышение квалификации в форме курсовой подготовки, в ходе практической деятельности и взаимодействия субъектов педагогического и образовательного сообщества.

Аттестующимся необходимо предъявить педагогическому и образовательному сообществу, квалификационной и экспертной комиссиям:
• систему профессиональных знаний;
• систему профессиональной деятельности;
• систему ценностно-целевых ориентаций и профессионально-личностных мотиваций образовательной деятельности.

Перечисленные выше составляющие интегрируются в социально-профессиональную компетентность, т.е. готовность достигать результатов при решении профессиональных задач на основе единства системы знаний, системы деятельности и ценностной системы.

Социально-профессиональная компетентность педагога не тождественна компетентности выпускника вуза (колледжа), поэтому содержание программы носит характер не повторения ранее изученного, а приращения к нему, преломленного в различных видах профессиональной деятельности. Инструментарий программы предполагает предъявление аттестуемыми на всех этапах аттестации реальных результатов собственной практики в сфере образования.

Блок 1. Общекультурная компетентность.

Культурно-историческая педагогика и социокультурный подход в региональном образовании. Культура детства, подростка, взрослого.

Взаимодействие различных типов культур и традиций. Поликультурное, межкультурное образование. Культурная миссия образования. Культура педагога.

Философско-антропологические и психолого-педагогические ориентиры гуманизации образования. Идеи гуманистической психологии в школе. Смыслы в учении. Культура учения. Система ценностей в образовании и личностные установки педагога. Принципы личностно-ориентированного образования.

Содержание гуманистических принципов в образовании. Гуманизация взаимодействия участников образовательного процесса: диалогизация, проблематизация, персонификация и индивидуализация. Реализация принципов гуманизации.

Понятия и законы экосистемы: структура и взаимосвязь. Культура взаимодействия в системе «Человек-Природа-Общество»: исторический, экологический, эстетический, естественнонаучный, технико-технологический, образовательный аспекты.

Глобальные, региональные и локальные эколого-валеологические проблемы: основные характеристики подходов и вариантов решения проблем.

Региональная концепция и практика энергосбережения средствами образования.

Здоровьесберегающие технологии в образовании. Региональная политика в области решения проблем народосбережения.

Санитарно-гигиенические нормы в образовании. Психологический климат и профессиональные коммуникации.

Охрана труда участников образовательного процесса. Принципы и основания улучшения условий и охраны труда в системе образования. Опасные и вредные факторы образовательного пространства, их воздействие на человека. Система приоритетных направлений реализации требований охраны труда в современных условиях.

Система обеспечения и контроля состояния охраны труда в образовательном учреждении.

Методологические основания образования: структура, логическая организация, методы и средства освоения содержания. Принципы построения, формы и способы познания. Системное видение содержания образования и способов его реализации в соответствии с требованиями ГОС (НРК).

Информация и ее роль в управлении качеством образования.

Информационная культура субъектов образовательного сообщества. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Перевод информации из одной знаковой системы в другую.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Блок 2. Компетентность в области образовательной политики.

Принципы государственной политики в образовании.

Понятие системы образования: государственные образовательные стандарты, образовательные программы, сеть образовательных учреждений, органы управления образованием.

Понятие образовательной системы как единства философско-концептуальной, психолого-педагогической и социальной составляющих образования.

Скачать свидетельство автора