Информатика:

Оценка продуктивности деятельности учителя

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Обоснование актуальности курса:

Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня.
В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.
Любой сотрудник, работающий в системе делопроизводства, должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире.
Какую бы мы организацию не рассмотрели, всегда можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, ранга и назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое управленческое решение, должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей. Следует отметить, что почти все работники сферы управления сталкиваются в своей деятельности с компьютерами, но далеко не все имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с документами.
Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам.

Место данного курса в образовательном процессе

Данный элективный предмет входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе.
Основное отличие предлагаемого учебного курса заключается в том, что он является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства, то есть обеспечить учащемуся:

  1. знание теории основ делопроизводства;
  2. умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;
  3. умение оперативно работать с информацией;
  4. умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;
  5. знание технологии работы в офисе с программными продуктами MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook.

Цели курса:

  1. формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационного мировоззрения, необходимых для самообразования и для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности;
  2. овладение навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности
  3. изучение систем обработки текстовой информации, способов компьютерной обработки деловой информации, основ делопроизводства, методов организации делопроизводства, стандартов деловых документов.

Задачи курса:

  1. дать представление о современных подходах к организации делопроизводства;
  2. познакомить с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
  3. научить оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
  4. освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
  5. освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения
  6. заложить основы умений и навыков, востребованных на рынке труда.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах.


Формы организации учебных занятий:

Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся. Основной тип занятий — комбинированный. Основная цель практического раздела программы — формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.
При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются контрольные работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  1. требования безопасности труда на рабочем месте;
  2. основные правила и инструкции по безопасности, комплекс физических упражнений для предупреждения переутомляемости.
  3. устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе;
  4. правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;
  5. распространенные сокращения слов и правила их применения;
  6. классификацию видов документации;
  7. правила оформления: писем, докладных записок, объяснительных записок, служебных справок, приказов, протоколов и выписок из протокола, заявлений, автобиографий, резюме, распоряжений, актов;
  8. способы графления таблиц и правила их заполнения.
  9. понятие "реквизит документа", состав и назначение реквизитов служебных документов;
  10. виды программных продуктов для организации работы офиса.
  11. правила организации документооборота;
  12. правила регистрации, индексации документов;
  13. виды и назначение номенклатуры дел;
  14. правила телефонного общения.
  15. назначение электронных таблиц;
  16. элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;
  17. типы данных и форматы их представления;
  18. понятие абсолютной и относительной ссылки;
  19. правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;
  20. понятие, назначение, виды баз данных;
  21. понятие, назначение системы управления базами данных (СУБД);
  22. функциональные возможности СУБД;
  23. назначение мастера и конструктора;
  24. назначение запроса, фильтра;
  25. виды компьютерных сетей;
  26. понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;
  27. структуру и приемы работы в браузерах;
  28. способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
  29. действия, выполняемые над файлами и папками, алгоритмы этих действий;
  30. характеристики файлов;
  31. приемы работы со стандартными программами;
  32. понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);
  33. назначение и основные возможности текстового процессора;
  34. структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;
  35. суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов
  36. средства и способы редактирования и форматирования ТД;
  37. понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
  38. методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);
  39. виды программных продуктов для организации сканирования документов;
  40. общую характеристику средств оргтехники, их назначение;
  41. требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;
  42. назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи.
  43. способы антивирусной защиты.

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться электроприборами, первичными средствами пожаротушения.
  2. принимать правильную рабочую посадку за клавиатурой, постановку рук;
  3. организовывать рабочее место и соблюдать условия труда.
  4. заполнять и оформлять реквизиты всех видов;
  5. составлять и оформлять служебные документы;
  6. оформлять личные документы в соответствии с требованиями;
  7. выполнять построение сложных таблиц;
  8. использовать справочную систему для выяснения вопросов;
  9. осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;
  10. вести работу в стандартных программах Windows;
  11. настроить работу клавиатуры, мышки, принтера;
  12. создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;
  13. производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в тексте, вставлять оглавление;
  14. оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;
  15. разрабатывать формы документов как шаблоны;
  16. внедрять графические элементы в текст;
  17. организовать работу с редактором формул;
  18. производить настройку параметров программы;
  19. работать с таблицами.
  20. работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;
  21. пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц Microsoft Excel;
  22. составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;
  23. производить редактирование готовых табличных документов;
  24. представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;
  25. организовать средствами поиск, сортировку, межтабличные связи.
  26. создавать структуру однотабличной базы данных средствами мастера и конструктора;
  27. вводить и редактировать данные средствами СУБД;
  28. формировать фильтр для отбора нужных данных;
  29. осуществлять сортировку данных;
  30. создавать отчет средствами СУБД для вывода данных;
  31. создавать БД из двух взаимосвязанных таблиц;
  32. осуществлять обмен информацией по электронной почте;
  33. организовать поиск информации в сети Интернет.

 

Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.

Учебно-методический комплект

Программа курса обеспечивается:

  1. учебным пособием для учеников: «Компьютерное делопроизводство» Н. Макарова, Г. Николайчук, Ю. Титова (Изд. Питер 2002-2004г.);
  2. курсом лекций по основам компьютерного делопроизводства, составленных учителем;
  3. пакетом программ MS Office;
  4. практическим компьютерным курсом по информационным технологиям на CD-дисках (Кирилл и Мефодий);
  5. Internet материалами по компьютерному делопроизводству;
  6. комплектом заданий по практической части курса;
  7. комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами.

Способы оценивания уровня достижений учащихся:

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные документы), а также их личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учениками минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя.
Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей конечного образовательного продукта.
Для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов.

Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме:
«2» — менее 40% от общей суммы баллов;
«3» — от 40 до 59% от общей суммы баллов;
«4» — от 60 до 74% от общей суммы баллов;
«5» — от 75 до 100% от общей суммы баллов.
При успешном окончании курса выдается грамота.

Эффективное поведение делопроизводителя имитируется в деловой игре, которая используется для решения задачи усвоения и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, а также дает возможность учащимся применить изученное в созданной учебной ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  1. Андреева В. И. Делопроизводство: Практическое пособия с образцами документов, 6-е изд.,испр. и доп. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  2. Андреева В. И. Образцы документов по делопроизводству. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
  3. Макарова Н. В., Николайчук Г. С, Титова Ю. Ф. Компьютерное делопроизводство: учебный курс. — СПб.: Питер, 2003
  4. http://dogovorlibrary.by.ru/index.htm - коллекция типовых договоров, образцов заявлений, исков, бланков
  5. www.directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия
  6. www.directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело.Термины и определения.
  7. www.dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»
  8. www.hrm.ru/db/hrm/94BA941BD8FB5A55C32569BC005C96AA/category.html- статьи по делопроизводству
  9. www.iparegistr.com/sekretdelo.php - журнал «Секретарское дело»
  10. www.microsoft.com/rus/government/docflow - эл.документооборот и делопроизводство.
  11. www.mifi.ru/buchuchet-workmaking-lesson-l .htm - оформление служебных писем
  12. www.opb.ru/deloproizvodstvo.html - делопроизводство в организации
  13. www.siora.ru/regulation/87.asp - образцы должностных инструкций
  14. www.tomsk.fio.ru/works/groupl0/lasarenko/Norm_doc/ttgdt/Rekomend/P630-97.htm унифицированная система организационно-распорядительной документации, требования к оформлению документов

Для учащихся

  1. Л.М.Вялова. Основы делопроизводства. Серия «Профессиональная подготовка школьников». Москва, 2000.
  2. Авторское электронное учебное пособие.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п./п.

Предметы

Класс обучения

Всего часов за курс обучения

10

11

1.

Машинопись

12

9

21

2.

Делопроизводство

13

15

28

3.

Культура делового общения

 

2

2

4.

Компьютерные технологии.

30

42

72

5.

Организационно-техническое обеспечение офиса

3

 

 

 

ИТОГО:

58

68

126

 

Практика (выполнение заданий для нужд школы)

10

 

10

 

ВСЕГО

68

68

136





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс


п./п.

Раздел, тема

Количество часов

Раздел

Тема

I

Машинопись

12

1

Организация труда секретаря

2

1.1

Правила техники безопасности

 

1

1.2

Оборудование рабочего места

 

1

2

Изучение клавиатуры

10

2.1

Понятие о слепом «десятипальцовом» методе.

 

1

2.2

Схема клавиатуры

 

1

2.3

Программы-тренажеры

 

8

II

Делопроизводство

13

1

Введение

2

1.1

История развития делопроизводства и секретарской службы

 

1

1.2

Организация труда персонала

 

1

2

Служебные документы

11

2.1

Состав реквизитов документов

 

1

2.2

Бланк документов

 

1

2.3

Правила оформления реквизитов документов

 

1

2.4

Виды служебных документов и их назначение

 

1

2.5

Составление и оформление служебных писем

 

1

2.6

Приказ и выписка из него

 

1

2.7

Докладная записка и справка

 

1

2.8

Протокол и выписка из него

 

1

2.9

Акт

 

1

2.10

Заявление

 

1

2.11

Резюме

 

1

III

Компьютерные технологии

32

1

Программные продукты и основные характеристики

2

1.1

Основные понятия программного обеспечения

 

1

1.2

Виды программных продуктов для организации работы офиса

 

1

2

Системное программное обеспечение

9

2.1

Понятие и назначение ОС

 

1

2.2

Файловая структура. Файлы, папки

 

1

2.3

Средства работы с файлами. Программа «Проводник», «Мой компьютер»

 

1

2.4

Действия выполняемые над файлами (копирование, перемещение, удаление, переименование)

 

1

2.5

Стандартные программы WINDOWS

 

2

2.6

Правила установки прикладных программ на жесткий диск

 

1

2.7

Панель управления

 

1

2.8

Устранение неполадок, тестирование, обслуживание, жесткого диска. Служебные программы.

 

1

3

Текстовый процессор

20

3.1

Основные правила создания текстового документа

 

1

3.2

Средства и способы редактирования текста

 

2

3.3

Средства и способы форматирования текста

 

3

3.4

Создание таблиц средствами ТП

 

4

3.5

Создание колонтитулов и элементов оформления

 

2

3.6

Макетирование

 

2

3.7

Создание графических объектов средствами ТП

 

2

3.8

Технология внедрения и связывания объектов OLE

 

2

3.9

Создание и хранение бланков

 

1

3.10

Настройка пользовательского интерфейса

 

1

4

Автоматизация работы в офисе

1

IV

Организационно-техническое
обеспечение офиса

3

1

Общая характеристика средств оргтехники, их назначение

1

2

Технические средства офиса

2

2.1

Средства составления оригинала текстового документа. Средства копирования и оперативного размножения. Классификация средств

 

1

2.2

Назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной, пейджинговой связей

 

1

 

Практика

10

 

Итого за год

68 часов



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс


п./п.

Раздел, тема

Количество часов

Раздел

Тема

I

Машинопись

9

1

Изучение клавиатуры

5

1.1

Программы-тренажеры

 

5

2

Оформление организационно-распорядительной документации

4

2.1

Виды организационно – распорядительной документации. Правила оформления. Повторение, закрепление

 

4

II

Делопроизводство

15

1

Служебные документы

12

1.1

Виды служебных документов. Повторение, закрепление

 

2

1.2

Составление и оформление служебных документов. Повторение, закрепление

 

8

1.3

Организация документооборота.

 

1

1.4

Правила регистрации, индексации документов

 

1

2

Номенклатура дел

1

2.1

Виды и назначения номенклатуры дел

 

1

3

Бездокументное обслуживание

2

3.1

Деловые качества секретаря (работника офиса)

 

1

3.2

Правила телефонного общения

 

1

III

Культура делового общения

2

1

Этика делового общения
Деловая игра

2

IV

Компьютерные технологии

42

1

Работа с числовой информацией

20

1.1

Табличный способ организации обработки данных. Электронная таблица

 

1

1.2

Этапы создания табличного документа

 

1

1.3

Формулы и функции в табличном процессоре

 

6

1.4

Абсолютные и относительные ссылки

 

2

1.5

Диаграммы. Редактирование, форматирование диаграмм

 

2

1.6

Поиск, сортировка, межтабличные связи

 

2

1.7

Использование ЭТ как формы для ведения отчетности

 

2

1.8

Статическая обработка данных

 

4

2

Хранение и обработка данных

10

2.1

Базы данных. Назначение базы данных.

 

1

2.2

Этапы работы с базами данных

 

1

2.3

Ввод и редактирование данных в таблицах

 

1

2.4

Создание БД с применением «Мастера»

 

1

2.5

Создание БД в режиме «Конструктор»

 

1

2.6

Создание форм. Редактирование формы

 

1

2.7

Создание и редактирование отчетов

 

1

2.8

Обработка данных поиск, запрос, фильтрация

 

1

2.9

Отработка практических навыков по созданию БД

 

2

3

Создание презентаций в среде PowerPoint

6

3.1

Создание презентаций при помощи шаблонов оформления и Мастера автосодержания

 

2

3.2

Создание интерактивных обучающих презентаций.

 

2

3.3

Настройка режимов демонстрации.

 

2

4

Электронный офис

3

4.1

Знакомство с интерфейсом среды Outlook

3

5

Сетевые технологии

3

5.1

Технология работы в сети.

1

Интернет. Сервис в сети Интернет

1

Деловая игра

1

Итого за год

68часов


• • • • •


Скачать свидетельство автора

Скачать