Инфоурок Информатика Другие методич. материалыВоспитательная система «Школа – расписание твоего успеха» 10-11 класс

Воспитательная система «Школа – расписание твоего успеха» 10-11 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Автор.doc Кузнецова1.docx Методическая копилка учителя информатики.url ‚ ¦­®!.txt

Выбранный для просмотра документ Автор.doc

Автор: Кузнецова Татьяна Юрьевна

Должность: учитель информатики

Категория: 1

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №76

г. Нижний Новгород Сормовский район

E-mail: informatik76@yandex.ru

Адрес сайта: www.inf76.school76.edusite.ru

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Воспитательная система «Школа – расписание твоего успеха» 10-11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Кузнецова1.docx

Тема публикации: Воспитательная система «Школа – расписание твоего успеха».

Предмет: Воспитательная работа.

Класс: 10-11.

Использованные источники и литература:

1.        Б.Т. Лигачёв «Педагогика. Курс лекций».  Москва, 1996.

2.         И.П. Подласый «Педагогика».  Москва, 1996.

3.         А.С. Макаренко «О воспитании».  Москва,1988.

4.         http://www.uroki.net.

5.         Ф.В. Повшедная, Н.Н. Белик. «Учитель, воспитай человека». – Н.Новгород: ВВАГС, 2009-11-18.

6.         Н.А.Панченко «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя». – Волгоград: Учитель, 2007.

Ключевые слова: воспитательная система, аналитические основы, концептуальные основы, механизм реализации, приоритетные направления деятельности, ожидаемые результаты.

Оглавление

Введение. 1

Аналитические основы.. 3

Концептуальные основы.. 5

Цель и задачи воспитательной системы «Школа – расписание твоего успеха». 7

Механизм реализации. 7

Ожидаемые результаты.. 9

Оценка эффективности воспитательной системы.. 9

Приложения. 9

 

 

 

Введение

 «Человек не воспитывается по частям, - утверждал Антон Се­менович Макаренко, - он создается суммой влияний, которым он подвергается». В традициях нашей великой державы всегда была забота о «сум­ме влияний» на растущее молодое поколение. «Все лучшее - детям» - это был не лозунг. Мы имели лучшую в мире детскую литературу, лучшую детскую кинематографию, уникальную систему внешкольно­го дополнительного образования, давшую Родине сотни великих ученых, конструкторов, актеров, спортсменов, выдающихся воена­чальников.

И сегодня в непростое время деидеологизации и кризисных трудностей государство озабочено состоянием образования и воспитания учащихся. В своем послании российскому народу Президент РФ Дмитрий Медведев подчеркнул: «Основу нашей политики долж­на составить идеология, в центре которой человек как личность, как гражданин, жизненный успех которого зависит от eгo способностей к новаторству, творческому труду, личной инициативы и самостоятельности».

Роль воспитания сегодня - это роль гаранта того, что обретен­ные знания пройдут сквозь ценностный фильтр нравственных чело­веческих смыслов и оценок и наполнят личность духовной силой, стремлением к творческому самосовершенствованию и успешности в жизни.

В области воспитания определена государственная стратегия:

- социального развития личности;

- формирования педагогически целесообразной социальной среды жизнедеятельности ребенка, гармоничных социальных взаимоотношений в ней;

-социально-педагогического сопровождения личности на осно­ве гармонизации отношений всех субъектов воспитания, а также со­хранения традиционных ценностных ориентаций, формирования новых социально-значимых ценностей, прогнозирования перспектив развития этих ценностей в изменяющихся условиях, профилактики тех негативных социальных изменений личности, которые противо­речат ценностным установкам общества;

- противостояния антигуманным акциям, которые навязывают­ся отдельными социальными группами.

Государство определило главного педагога, который аккумули­рует в себе все функции организатора воспитательного процесса в классе. Это - классный руководитель.

Действительно, классный руководитель конструирует воспита­тельный процесс. Именно он на основе психолого-педагогического анализа и систематического отслеживания результативности усилий моделирует и создает питательное поле для жизнетворчества учащих­ся, он формирует у родителей и учащихся осознанное ответственное отношение к семье как к ценности и, опираясь на социальное партнерство, выстраивает единый воспитательный процесс в классе.

Именно классный руководитель гуманизирует отношения между детьми, способствует формированию нравственных и духовных ори­ентиров и навыков, самовоспитанности учащихся, организует соци­ально ценные отношения детей и родителей, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления, создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, объеди­няет на творческой педагогической основе усилия учителей, рабо­тающих с учениками из его класса.

Именно в стенах школы необходимо активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно­- эстетический вкус. Эффективность воспитательной системы в совре­менных условиях зависит также от профессионального мастерства классного руководителя и от овладения им педагогической технологией - искусством прикосновения к личности ребенка.

Данная система направлена на развитие потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рацио­нальные решения и нести ответственность за свои поступки.

 Воспи­тательная система рассчитана на 2 года (10-11-е классы), и реализа­ция ее может стать необходимым основанием для расширения сферы самостоятельности учащихся - от учебной самостоятельности к сво­бодному и ответственному жизненному самоопределению.

 

Аналитические основы

В 10 «А» классе обучаются 23 человека, из них 16  девочек и 8 мальчиков. Возраст учащихся 15-16 лет. При формировании 10-гo класса изменился состав учащихся на 37% (7 новичков пришли из других школ района ).

 12 учеников живут в полных семьях, 11 - в неполных. Есть две многодетные семьи (рис.1). Основной состав родителей имеет среднее специальное и среднее образование, небольшую часть составляют родители с высшим  образованием (рис.2).

 

 

 

Рис.1. Соотношение типов семей учащихся.

Рис.2. Распределение родителей учащихся по уровню образования.

 

 

Тестовая диагностика психологической атмосферы в коллективе

Критерии оценки

Средний бал

Дружелюбие

6,77

Согласие

6,31

Удовлетворенность

6,23

Увлеченность

6,31

Результативность

6,69

Теплота взаимоотношений

6,15

Сотрудничество

6,62

Взаимная поддержка

6,54

Занимательность

5,85

Успешность

6,46

Враждебность

2,85

Несогласие

4,08

Неудовлетворенность

3,08

Равнодушие

4,23

Нерезультативность

3,15

Холодность взаимоотношений

3,31

Отсутствие сотрудничества

3,38

Недоброжелательность

2,77

Скука

3,62

Неуспешность

3,00

 

 

         Состояние психологической атмосферы в классе учащиеся определили следующим образом:

·                     56% отметили выше среднего уровень дружелюбия, сотрудничества, взаимной поддержки, успешности, сотрудничества;

·                     относительно присутствия в классе атмосферы теплоты удовлетворенности и занимательности мнения ребят разделились.

В целом диагностика психологической атмосферы в коллективе показала, что уровень сплоченности находится на среднем уровне. Это диктует необходимость организации работы по развитию мотивов межличностных отношений, установлению новых дружеских связей в обновленном коллективе.

Но вместе с тем существуют и другие нерешенные проблемы:         

1.      Анализ анкет ребят и их родителей по выбору будущей про­фессии показал, что многие учащиеся планируют по окончании школы продолжить обучение в высших учебных заведениях, хотя оконча­тельный выбор профиля обучения и будущей специальности еще не сделан. Таким образом, необхо­димо так строить воспитательную работу с классом, чтобы учащиеся могли успешно самоопределиться в данном вопросе.

2.            Возрастные изменения, характеризующиеся стремлением старших школьников к самоутверждению, самовоспитанию и крити­ческим самоанализом, диктуют необходимость поиска новых форм и методов воспитательной работы. Оценка своих нравственных качеств - один из важнейших аспектов юношеского самосознания. В данных условиях задача классного руководителя - помочь ребятам вырабо­тать критерии оценки разнообразных жизненных ситуаций, опираясь на которые формирующаяся личность сможет выстроить собствен­ную модель взаимодействия с миром.

3.           По окончании школы для учащихся  наступит принципиально новый этап жизненного пути. Необходимо, чтобы выпускники умели эффективно общаться с окружающими, имели устойчивые ценностные ориентации, обла­дали качествами будущего семьянина.

4.           Усложнение учебной программы и переход на новую систему государственной итоговой аттестации диктуют необходимость ответ­ственного отношения к учебной деятельности, проявления таких качеств, как настойчивость в достижении цели, умение самостоя­тельно находить решения в условиях выбора и неопределенности. Следовательно, следует продолжить работу по формированию ответст­венного отношения к учебной деятельности и обучению навыкам самоорганизации учебного труда.

Для наиболее оптимального решения возникшиx проблем была разработана воспитательная система «Школа – расписание твоего успеха!», рассчитанная на два года (10-11-й класс).

 

Концептуальные основы

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

·         общественная направленность воспитания. Актуальная задача – преодоление в ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Часто молодые люди не торопятся принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте;

·         связь воспитания с жизнью, трудом. «Не для школы – для жизни» - такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Школа жизни – лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем.  Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях:

1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами;

2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

·         опора на положительное в воспитании. Требования данного принципа просты: педагоги должны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т. П.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, - задача воспитания, направленного на облагораживание личности;

·         Гуманизация воспитания. Этот принцип  требует:

1) гуманного отношения к личности воспитанника;

2) уважения его прав и свобод;

3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

·         личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

·         единство воспитательных воздействий. Это принцип совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воз действие.

При построении системы воспитания в 10 классе учитывались все указанные принципы. У педагога и воспитанника должна быть общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребенка является принцип: «хоть ты ещё и ребенок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело.

Цель и задачи воспитательной системы «Школа – расписание твоего успеха».

Цель: создать условия для формирования активной гражданской позиции учащихся, проявления и развития интеллектуальных и творческих способностей, профессионального и личностного самоопределения.

Для реализации цели необходимо решить  следующие задачи:

1) создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании, в позитивном отношении к собствен­ному интеллектуальному и эмоциональному развитию, к  своему  жизненному опыту;

2) обеспечить воспитанникам условия для максимальной само­реализации; раз­вивать творческие и организаторские способности, стимулировать учебную и творческую инициативу;

3) воспитывать гражданско-патриотические качества личности, формировать правовую, нравственную, политическую культуру;

4)  воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества;

5) сохранить и укрепить здоровье учащихся, воспитывать негативное отношение к вредным привыч­кам - наркомании, токсикомании, курению и алкоголизму.

 

Механизм реализации

1-й этап – проектирование и становление воспитательной системы:

·                     изучение учащихся класса, отношений, общения, укрепление межличностных отношений;

·                     организация деятельности по сплочению и развитию классного коллектива;

·                     определение ведущих видов деятельности;

·                     определение приоритетных направлений функционирования системы;

·                     зарождение традиций классного коллектива;

·                     активизация учащихся на основе приобщения к жизненным ценностным ориентирам.

2-й этап – стабильное функционирование воспитательной системы:

·                     оформление классного коллектива в единое целое, в содружество детей и взрослых;

·                     определение эффективных видов деятельности;

·                     рост социально – познавательной активности учащихся.

Приоритетные направления деятельности

Человек – гражданин и патриот

Цель: приобщить личность к духовно-патриотическим ценностям, к истории Родины, ее прошлому, ее традициям и культуре, способствовать формированию социально адаптированной личности, способной участвовать в жизни общества на благо Родины, ответственно относящейся к правовым нормам и законам государства.

Человек – семьянин

Цель: содействовать формированию ответственного отношения личности к позиции будущего семьянина.

Человек – профессионал

Цель: способствовать профессиональному самоопределению личности.

Человек  и здоровье

Цель:  показать значимость физического, психического, духовного и социального здоровья личности для ее будущего жизнеутверждения.

Человек – член коллектива

Цель: заложить умения адаптирования личности к изменениям в социально-культурном пространстве.

Человек – труженик

Цель: совершенствовать навыки личностного и коллективного труда.

В ходе реализации программы каждый ученик накапливает жизненный актив, включающий портфолио достижений. Портфолио достижений состоит из различных материальных свидетельств, констатирующих результативность участия ученика в значимых делах класса, школы, района, города. Для поощрения ребят и стимулирования их к дальнейшей общественно-полезной деятельности введена бонусная система накопления «ТАЛАНТОВ». «ТАЛАНТ» - условная единица поощрения. Данная система оценивания активности учащихся находит своё отражение в заполнении матрицы личностной позиции. Точки личностного роста обозначаются разным цветом, соответствующим различным направлениям деятельности:

· синим -  Человек – патриот

· красным – Человек – профессионал

· зеленым – Человек и здоровье

· желтым – Человек - труженик

Ожидаемые результаты

1.    Формирование потребности в самосовершенствовании, в позитивном отношении к собствен­ному интеллектуальному и эмоциональному развитию, к своему жизненному опыту.

2.    Приобретение опыта коллективно-творческой деятельности, развитие социальной активности и лидерских качеств.

3.    Повышение уровня  гражданско-патриотических качеств, нравственной, правовой, политической культуры.

4.    Овладение культурой семейных отношений.

5.    Формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни, понимание значимости здоровья.

Оценка эффективности воспитательной системы

Критерии оценки

Примечания

Анализ интересов и направленности личности

Приложение 1

Социометрия

Приложение 2

Психологическая атмосфера в коллективе (Методика Л. Г. Жедуновой)

Приложение 3

Методика «Направленность личности»

Приложение 4

Анкета  «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося»

Приложение 8

Методика «Самоанализ (анализ) личности»

Приложение 5

Анкета «Как я оцениваю свое здоровье?»

Приложение 6

Методика «Репка»

Приложение 7

 

 

Приложения

Приложение 1

АНАЛИЗ ИНТЕРЕСОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Цель анкетирования: выявить интересы и направленности учащихся.

1.                  Любимые занятия (интереснее всего):

а)    что делать

б)   что читать

в)   о чем говорить

2.                  Что у вас получается лучше всего?

3.                  Интересы научные и технические:

a)    Любимые учебные предметы

b)   Интересные для вас области науки

c)    Интересные для вас области техники

d)   Самые интересные изобретатели, ученые

e)                  Область науки и техники, в какой вы хотели бы заниматься сами

4.                  Эстетические интересы:

а)    Любимый художник, его произведения

б)   Любимый композитор, его произведения

в)   Любимый скульптор, его произведения

г)    Любимый архитектор, его произведения

д)   Любимый писатель, его произведения

е)    Какой областью искусства интересуетесь

5.                  Участие в кружках: предметных, технических, научных, литературных, музыкальных, спортивных, художественных.

а)    В каких олимпиадах, конференциях принимали участие?

б)   В каких конкурсах участвовали?

в)   Какие призы и награды имеете и за что?

6.    Интерес к профессии.

а)    Какие профессии вам кажутся привлекательными?

б)   Представителем какой профессии Вы видите себя в будущем?

в)   Знаете ли Вы, кто является профессионалом в этой сфере?

7.                  Чем привлекает вас эта специальность? (Нужно подчеркнуть)

а)    Возможностью приносить пользу обществу;

б)   Умею работать в этой специальности и имею способности к ней;

в)   Перспективная специальность;

г)    Хорошо оплачивается;

д)   Интересная и увлекательная.

8.      В какой мере Вы уверены, что осуществите вашу мечту? (Нужное подчеркнуть.)

а)    Абсолютно уверен;

б)   Надеюсь, что удастся;

в)   Не уверен, что удастся;

г)    Уверен, что не  удастся;

Результаты анкеты используются для определения программы работы с подростками (как в плане воспитания интересов, так и возможности приобщить к уже существующей в классе группе по интересам новых ребят).

 

 

Приложение 2

СОЦИОМЕТРИЯ

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.

Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.    Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоего класса к себе на день рождения, то кого ты пригасил(а) бы?(Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию имя этого человека)

2.    А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3.    Кому ты доверишь свою тайну?

4.    Кому никогда не доверишь свою тайну?

Ход опроса

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии( антипатии при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕНННЫХ ДАННЫХ

На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали- из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали- из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А…, то цифра 1 становится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым ( по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле:

С = М / (n-1),

где С – социометрический статус подростка; M – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитывается от суммы положительных): N – число испытуемых.

Например:   социометрический статус Иванова А. будет  равен частному, полученному от деления: 7 : 9 = 0,78

 В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять положительных статусных групп.

Матрица социометрических положительных выборов

n|n

Фамилия, имя

Критерии выбора

Кого выбирают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Иванов

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Беглиев

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Ильченко

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Кислова

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Китаева

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Малахова

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Павлова

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Покровская

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Александров

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получено выборов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получено взаимных выборов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация испытуемых

по итогам социометричесого эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число полученных  выборов одним испытуемым

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Принимаемые»

Среднее число полученных выборов

«Непринимаемые»

В полтора раза меньше, чем среднее число  полученных выборов одного испытуемого

«Отвергнутые»

Равно нулю или  в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

 Среднее число полученных выборов одним испытуемым  (К) вычисляется по формуле:

К = Общее число сделанных положительных выборов

Общее количество испытуемых

Для нашего примера  К= 60: 10= 6.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности коэффициент взаимности  (КВ)  вычисляется по формуле:

КВ = количество взаимных выборов

общее число выборов

 

В нашем случае КВ = (40:60) х 100% = 66,7 %. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

 

 

 

 

Приложение 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ

(Методика Л. Г. Жедуновой)

 

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе

Ход опроса

Каждому педагогу, подростку предлагается оценить состояние психологической  атмосферы в коллективе по девятибальной системе. Оцениваются полярные качества:

1.                   Дружелюбие

Враждебность

2.                   Согласие

Несогласие

3.                   Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4.                   Увлеченность

Равнодушие

5.                   Результативность

Нерезультативность

6.                   Теплота взаимоотношений

Холодность взаимоотношений

7.                   Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

8.                   Взаимная поддержка

Недоброжелательность

9.                   Занимательность

Скука

10.               Успешность

Неуспешность

 

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот.

 Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой, а также вычисления средней для коллектива оценки атмосферы.

 

 

Приложение 4

Методика «Направленность личности»

Цель: оценить уровень сформированности и учащегося  опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека.

Методика позволяет выявить следующие направленности личности:

1.                  Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2.                  Направленность на общение (О) – стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3.                  Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решение деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция. На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение. Над вопросами долго не думайте, выполняйте работу самостоятельно.

Текст методики

1.                  Больше всего удовлетворения в жизни дает:

a)      оценка работы;

b)      сознание, что находишься среди друзей;

c)      сознание того,  что работа выполнена хорошо.

2.                  Если бы  играл в футбол, то хотел бы быть:

a)      известным игроком;

b)      выбранным капитаном команды;

c)      тренером, который разрабатывает тактику игры.

3.                  Лучшими преподавателями являются те, которые:

a)      Имеют индивидуальный подход.

b)      Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свои точку зрения.

c)      Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

4.                  Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

a)      Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.

b)      Вызывают у всех дух соперничества.

c)      Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5.                  Я рад, что мои друзья:

a)      Всегда верны и надежны.

b)      Помогают другим, когда для этого представляется случай.

c)      Интеллигентны и у них широкие интересы.

6.                  Лучшими друзьями считаю тех,:

a)      На которых можно надеяться.

b)      С которыми хорошо складываются взаимные отношения.

c)      Которые иогут больше, чем я.

7.                  Я хотел бы стать известным, как те, кто

a)      Может сильно любить.

b)      Отличаться дружелюбием и доброжелательностью.

c)      Добился жизненного успеха.

8.                  Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть

a)      Опытным летчиком.

b)      Начальником отдела.

c)      Научным работником.

9.                  Когда я был ребенком, я любил

a)      Когда меня хвалили.

b)      Игры с друзьями.

c)      Успехи в делах.

10.              Больше всего мне не нравиться, когда

a)      Меня критикуют.

b)      В коллективе ухудшаются товарищеские отношения.

c)      Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.

11.              Основная роль школ должна заключаться в:

a)      Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.

b)      Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

c)      Подготовке учеников к работе по специальности.

12.              Мне не нравятся коллективы, в которых:

a)      Человек теряет индивидуальность в общей массе.

b)      Недемократическая система.

c)      Невозможно проявление собственной инициативы.

13.              Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

a)      Для обеспечения отдыха.

b)      Для общения с друзьями.

c)      Для любимых дел и самообразования.

14.              Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

a)      Мои усилия достаточно вознаграждены.

b)      Работаю с симпатичными людьми.

c)      У меня работа, которая меня удовлетворяет.

15.              Я люблю, когда:

a)      Другие ценят меня.

b)      Приятно провожу время с друзьями.

c)      Чувствую удовлетворение от собственной работы.

16.              Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:

a)      Похвалили меня за мою работу.

b)      Сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы.

c)      Отьетили дело, которое я выполнил.

17.              Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

a)      Имел ко мне индивидуальный подход.

b)      Вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.

c)      Стимулировал меня на более интенсивный труд.

 

Обработка результатов.

Подсчитать количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определить преобладающую направленность личности, исходя из того, что ответы с буквой:

a)      - обозначают направленность на собственную личность;

b)      - на общение с другими людьми;

c)      - на деловую активность.

 

 

Приложение 5

Методика « Самоанализ (анализ) личности»

Цель: оценить уровень появления социально ценных качеств личности:

         Активность нравственной позиции

ü  Коллективизм

ü  Гражданственность в труде

ü  Трудолюбие

ü  Волевые качества

            Каждый фактор представлен четырьмя вопросами и разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору указывает на более высокую степень проявления данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору – 20, по подфактору - 10,минимальный соответственно 4 и 2.

            Инструкция. При ответе на вопросы необходимо выбрать один из предложенных вариантов:

НЕВЕРНО

СКОРЕЕ         НЕВЕРНО

КОГДА КАК

В ЦЕЛОМ ВЕРНО

ВЕРНО

1

2

3

4

5

            При ответе на вопрос необходимо смотреть на шкалу возможных ответов и решить, какой ответ больше всего подходит: 1,2,3,4 или 5. Например, на вопрос №1 вы выбрали ответ « скорее всего». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишите цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы.

Текст методики

1.                  Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.

2.                  Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.

3.                  Готов (а) поступиться своими  интересами ради интересов коллектива.

4.                  Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.

5.                  Хочу, чтобы мой труд приносил пользу общества.

6.                  Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.

7.                  В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.

8.                  Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.

9.                  Часто изобретаю свой подход к делу.

10.              Люблю предлагать и осуществлять новые дела.

11.              Я – целеустремленный человек.

12.              Умею длительно работать с полной отдачей сил.

13.              Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.

14.              Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.

15.              Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.

16.              Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

17.              Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.

18.              Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.

19.              Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.

20.              Люблю самостоятельную, трудную работу.

21.              Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.

22.              Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.

23.              Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.

24.              Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Ключ к методике «Самоанализ личности»

1.      Активность нравственной позиции – 1, 2, 13, 14

1а) уважение к людям, совестливость – 1, 13

1б) стремление к нравственному самовоспитанию – 2, 14

2.      Коллективизм – 3, 4, 15, 16

2а) ответственность перед коллективом – 3, 15

2б) чуткость и взаимопомощь – 4, 16

3.      Гражданственность в труде – 5, 6, 17, 18

3а) осознание значимости своего труда для общества – 5, 17

3б) бережное отношение к результатам труда для общества – 6, 18

4.      Трудолюбие – 7, 8, 19, 20

4а)  добросовестность – 7, 19

4б) самостоятельность в преодолении трудностей – 8, 20

5.      Творческая активность – 9, 10, 21, 22

5а) стремление к улучшению процесса работы – 9, 21

5б) стремление к новому инициатива – 10, 22

6.      Волевые качества – 11, 12, 23, 24

6а) целеустремленность – 11, 23

6б) настойчивость и самообладание – 12, 24

Интервалы уровней проявления фактора качества у школьника:

Низкий 1,00 – 3,65.

Средний 3,66 – 4, 32.

Высокий 4,33 – 5,00.

По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результата рассматриваются в интервале от 1 до 5.

 

Приложение 6

 

Анкета «Как я оцениваю свое здоровье?»

 

Цель: оценить уровень сформированности у учащегося (компетентности здоровьесбережения).

1.                  Занимаюсь спортом:

ПОСТОЯННО                      ИНОГДА                              НЕ ЗАНИМАЮСЬ

2.                  Как я питаюсь:

ХОРОШО                             НЕ ОЧЕНЬ                            ПЛОХО

3.                  Курю:

ПОСТОЯННО                      РЕДКО                                  НЕ КУРЮ

4.                  Выпиваю:

ЧАСТО                                  ИНОГДА                              НИКОГДА

5.                  Употребление наркотиков:

ПОСТОЯННО                      ИНОГДА                              НИКОГДА

6.                  Режим дня:

СТРОГО СОБЛЮДАЮ      ИНОГДА НАРУШАЮ        НЕ СОБЛЮДАЮ

7.                  Соблюдаете ли гигиенический режим:

ПОСТОЯННО                      ИНОГДА                              НИКОГДА

8.                  Делаете ли по утрам зарядку:

ПОСТОЯННО                      ИНОГДА                              НИКОГДА

9.                  Проводятся ли физкультуры на уроках:

ПОСТОЯННО                      ИНОГДА                              НИКОГДА

 

10.              Как много времени тратится на выполнение домашнего задания:

3 ЧАСА И БОЛЕЕ               ОТ 1 ЧАСА ДО 3-Х             ДО 1 ЧАСА

11.На выполнение каких предметов тратиться больше всего времени (перечислить).

 

 

Приложение 7

Методика «РЕПКА»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течении учебного года.

                Учащимся предлагаются следующие вопросы:

1.      Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой  знак +), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак -):

a)    Физическая сила воли и выносливость;

b)   Умственная работоспособность;

c)    Сила воли;

d)   Выдержка, терпение, упорство;

e)     Ум, сообразительность, память;

f)    Объем знаний;

g)   Внимание и наблюдательность;

h)   Критичность и доказательность мышления;

i)     Умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

j)     Умение планировать работу;

k)   Умение организовывать свой труд (организованность);

l)     Умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

m) Умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

n)   Чуткость и отзывчивость к людям;

o)   Умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

p)   Умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

q)   Умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

r)    Умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве.

2.      Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?

3.      Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

4.      Над какими из них ты сейчас работаешь?

5.      Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

Обработка полученных данных. Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:

 

Фамилия, имя учащегося

Качества личности

 

Физическая сила и выносливость

Умственная работоспособность

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Модули педагогического всеобуча для родителей

Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию

Цель: обеспечить акцентирование внимания родителей  на конструктивном восприятии стресса.

Основные понятия темы (проблемы): стресс, дистресс, стрессоустойчивость, ценности, ценностная иерархия. Психологическое здоровье. Качества, необходимые для адекватного переживания стрессов. Самопринятие, принятие взрослых. Наиболее травмирующие жизненные ситуации (ситуации обиды, подпадания под манипуляцию; развода родителей; безответной любви; потери близкого) и пути совладания со стрессом. Специфика протекания «индивидуального стресса» и пути совладания с ним. Пути решения проблем в системе социальных связей и благодаря им. Поиск собственных ресурсов; оценка и самооценка стрессовых ситуаций. Здоровое отношение к стрессовым ситуациям и способы конструктивного выхода из стрессовых (экстремальных) ситуаций.

Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»

Цель:  подготовить родителей к позитивному отношению к юношеской любви своих взрослеющих детей.

Многозначность и многогранность понятия «любовь»: любовь к Родине, к матери, к музыке, к девушке, к юноше, к женщине, к мужчине, к своему делу, к жизни, романтическая любовь. Категория любви в философии жизни. Личностная и социальная значимость любви как высшего человеческого чувства. Дружба и любовь. Юношеская дружба, юношеская любовь. Особенности юношеской любви. Основные черты подлинной любви. Культура поведения в любви. Способность любви возвысить человека, обогатить его духовно, быть источником счастья.

Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи ЕГЭ

Цель: подготовить родителей к психологическому сопровождению детей-выпускников в период проведения ЕГЭ.

Родители как субъекты процесса образования детей-школьников. Особенности дидактического сопровождения родителями учебной деятельности старшего школьника. Взаимодействие субъектов образовательного процесса (родителей, детей и педагогов). Учебно-педагогическое сотрудничество родителей и педагогов.

Мотивация профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников-выпускников как механизм стимулирования успешной сдачи ЕГЭ.

Тема 4. Жизненные сценарии детей. Профессиональная ориентация старшеклассника

Цель: обеспечить родительское сопровождение жизненного и профессионального самоопределения старшеклассника. Трудовая подготовка в семье – основа успешности в будущей профессиональной деятельности. Проблемно-практический, смысловой и ценностный аспекты профессиональной ориентации старшеклассника.

Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма

Цель:  включить родителей в воспитание гражданственности и патриотизма.

Идеал гражданского воспитания. От усвоения общечеловеческих ценностей – к защите этих ценностей.

Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница

Цель:  актуализировать интеллектуально-ролевой потенциал матери и обеспечить ее ролевое влияние на дочь как будущую мать и жену.

Равенство не означает тождество. Воспитание чувства пола. Женское обаяние, интеллигентность, доброта и доброжелательность. Чувства, мысли и действия матери – основа мироощущения дочери. Семья крепка женской мудростью и выдержкой. Мать и жена – две ипостаси, главные роли, предназначенные женщине природой. Подготовка  девушек к выполнению ролевых обязанностей жены и матери. Культ матери в семье. Культура отношений между матерью и отцом – образец будущего для старшеклассницы.

Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник

Цель:   актуализировать интеллектуально-ролевой потенциал отца и обеспечить его ролевое влияние на сына как будущего мужа и отца.

Мужская интеллигентность. Мужское достоинство как бережное отношение к женщине. Культура отношений между отцом и матерью – образец будущего для старшеклассника. Культ сыновней почтительности. Подготовка  юношей к выполнению ролевых обязанностей мужа и отца.

Тема 8.  Воспитание семьянина: сущность и основные направления

Цель: актуализировать ответственность родителей за воспитание культуры семейных отношений у детей.

Семья как ценность для личности, общества и государства. Воспитание семьянина как социально-педагогическая задача, как часть общего процесса формирования гармонически развитой личности и как специальная воспитательная работа. Культура семейных отношений в родительской семье – ведущий фактор воспитания семьянина. Основные аспекты подготовки подрастающего поколения к семейной жизни: общесоциальный, этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Воспитательная система «Школа – расписание твоего успеха» 10-11 класс"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

 

=========================================

P.S. Единственным источником дохода сайта является переход по рекламным ссылкам.

Если ресурс оказался Вам полезен, потратьте 1 минуту времени и кликните любой рекламный блок на сайте.

Заранее благодарна.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Воспитательная система «Школа – расписание твоего успеха» 10-11 класс"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Оглавление Введение Аналитические основы Концептуальные основы Цель и задачи воспитательной системы «Школа – расписание твоего успеха». Механизм реализации Ожидаемые результаты Оценка эффективности воспитательной системы Приложения Введение «Человек не воспитывается по частям, - утверждал Антон Семенович Макаренко, - он создается суммой влияний, которым он подвергается». В традициях нашей великой державы всегда была забота о «сумме влияний» на растущее молодое поколение. «Все лучшее - детям» - это был не лозунг. Мы имели лучшую в мире детскую литературу, лучшую детскую кинематографию, уникальную систему внешкольного дополнительного образования, давшую Родине сотни великих ученых, конструкторов, актеров, спортсменов, выдающихся военачальников. И сегодня в непростое время деидеологизации и кризисных трудностей государство озабочено состоянием образования и воспитания учащихся. В своем послании российскому народу Президент РФ Дмитрий Медведев подчеркнул: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой человек как личность, как гражданин, жизненный успех которого зависит от eгo способностей к новаторству, творческому труду, личной инициативы и самостоятельности». Роль воспитания сегодня - это роль гаранта того, что обретенные знания пройдут сквозь ценностный фильтр нравственных человеческих смыслов и оценок и наполнят личность духовной силой, стремлением к творческому самосовершенствованию и успешности в жизни. В области воспитания определена государственная стратегия: - социального развития личности; - формирования педагогически целесообразной социальной среды жизнедеятельности ребенка, гармоничных социальных взаимоотношений в ней; -социально-педагогического сопровождения личности на основе гармонизации отношений всех субъектов воспитания, а также сохранения традиционных ценностных ориентаций, формирования новых социально-значимых ценностей, прогнозирования перспектив развития этих ценностей в изменяющихся условиях, профилактики тех негативных социальных изменений личности, которые противоречат ценностным установкам общества; - противостояния антигуманным акциям, которые навязываются отдельными социальными группами. Государство определило главного педагога, который аккумулирует в себе все функции организатора воспитательного процесса в классе. Это - классный руководитель. Действительно, классный руководитель конструирует воспитательный процесс. Именно он на основе психолого-педагогического анализа и систематического отслеживания результативности усилий моделирует и создает питательное поле для жизнетворчества учащихся, он формирует у родителей и учащихся осознанное ответственное отношение к семье как к ценности и, опираясь на социальное партнерство, выстраивает единый воспитательный процесс в классе. Именно классный руководитель гуманизирует отношения между детьми, способствует формированию нравственных и духовных ориентиров и навыков, самовоспитанности учащихся, организует социально ценные отношения детей и родителей, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления, создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, объединяет на творческой педагогической основе усилия учителей, работающих с учениками из его класса. Именно в стенах школы необходимо активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно- эстетический вкус. Эффективность воспитательной системы в современных условиях зависит также от профессионального мастерства классного руководителя и от овладения им педагогической технологией - искусством прикосновения к личности ребенка. Данная система направлена на развитие потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Воспитательная система рассчитана на 2 года (10-11-е классы), и реализация ее может стать необходимым основанием для расширения сферы самостоятельности учащихся - от учебной самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению. Аналитические основы В 10 «А» классе обучаются 23 человека, из них 16 девочек и 8 мальчиков. Возраст учащихся 15-16 лет. При формировании 10-гo класса изменился состав учащихся на 37% (7 новичков пришли из других школ района ). 12 учеников живут в полных семьях, 11 - в неполных. Есть две многодетные семьи (рис.1). Основной состав родителей имеет среднее специальное и среднее образование, небольшую часть составляют родители с высшим образованием (рис.2). Рис.1. Соотношение типов семей учащихся. Рис.2. Распределение родителей учащихся по уровню образования. Тестовая диагностика психологической атмосферы в коллективе Критерии оценки Средний бал Дружелюбие 6,77 Согласие 6,31 Удовлетворенность 6,23 Увлеченность 6,31 Результативность 6,69 Теплота взаимоотношений 6,15 Сотрудничество 6,62 Взаимная поддержка 6,54 Занимательность 5,85 Успешность 6,46 Враждебность 2,85 Несогласие 4,08 Неудовлетворенность 3,08 Равнодушие 4,23 Нерезультативность 3,15 Холодность взаимоотношений 3,31 Отсутствие сотрудничества 3,38 Недоброжелательность 2,77 Скука 3,62 Неуспешность 3,00 Состояние психологической атмосферы в классе учащиеся определили следующим образом: 56% отметили выше среднего уровень дружелюбия, сотрудничества, взаимной поддержки, успешности, сотрудничества; относительно присутствия в классе атмосферы теплоты удовлетворенности и занимательности мнения ребят разделились. В целом диагностика психологической атмосферы в коллективе показала, что уровень сплоченности находится на среднем уровне. Это диктует необходимость организации работы по развитию мотивов межличностных отношений, установлению новых дружеских связей в обновленном коллективе. Но вместе с тем существуют и другие нерешенные проблемы: Анализ анкет ребят и их родителей по выбору будущей профессии показал, что многие учащиеся планируют по окончании школы продолжить обучение в высших учебных заведениях, хотя окончательный выбор профиля обучения и будущей специальности еще не сделан. Таким образом, необходимо так строить воспитательную работу с классом, чтобы учащиеся могли успешно самоопределиться в данном вопросе. Возрастные изменения, характеризующиеся стремлением старших школьников к самоутверждению, самовоспитанию и критическим самоанализом, диктуют необходимость поиска новых форм и методов воспитательной работы. Оценка своих нравственных качеств - один из важнейших аспектов юношеского самосознания. В данных условиях задача классного руководителя - помочь ребятам выработать критерии оценки разнообразных жизненных ситуаций, опираясь на которые формирующаяся личность сможет выстроить собственную модель взаимодействия с миром. По окончании школы для учащихся наступит принципиально новый этап жизненного пути. Необходимо, чтобы выпускники умели эффективно общаться с окружающими, имели устойчивые ценностные ориентации, обладали качествами будущего семьянина. Усложнение учебной программы и переход на новую систему государственной итоговой аттестации диктуют необходимость ответственного отношения к учебной деятельности, проявления таких качеств, как настойчивость в достижении цели, умение самостоятельно находить решения в условиях выбора и неопределенности. Следовательно, следует продолжить работу по формированию ответственного отношения к учебной деятельности и обучению навыкам самоорганизации учебного труда. Для наиболее оптимального решения возникшиx проблем была разработана воспитательная система «Школа – расписание твоего успеха!», рассчитанная на два года (10-11-й класс). Концептуальные основы Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами: общественная направленность воспитания. Актуальная задача – преодоление в ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Часто молодые люди не торопятся принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте; связь воспитания с жизнью, трудом. «Не для школы – для жизни» - такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Школа жизни – лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности. опора на положительное в воспитании. Требования данного принципа просты: педагоги должны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т. П.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, - задача воспитания, направленного на облагораживание личности; Гуманизация воспитания. Этот принцип требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними. личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. единство воспитательных воздействий. Это принцип совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воз действие. При построении системы воспитания в 10 классе учитывались все указанные принципы. У педагога и воспитанника должна быть общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребенка является принцип: «хоть ты ещё и ребенок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело. Цель и задачи воспитательной системы «Школа – расписание твоего успеха» Цель: создать условия для формирования активной гражданской позиции учащихся, проявления и развития интеллектуальных и творческих способностей, профессионального и личностного самоопределения. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи : 1) создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании, в позитивном отношении к собственному интеллектуальному и эмоциональному развитию, к своему жизненному опыту; 2) обеспечить воспитанникам условия для максимальной самореализации; развивать творческие и организаторские способности, стимулировать учебную и творческую инициативу; 3) воспитывать гражданско-патриотические качества личности, формировать правовую, нравственную, политическую культуру; 4) воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества; 5) сохранить и укрепить здоровье учащихся, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам - наркомании, токсикомании, курению и алкоголизму. Механизм реализации 1-й этап – проектирование и становление воспитательной системы: изучение учащихся класса, отношений, общения, укрепление межличностных отношений; организация деятельности по сплочению и развитию классного коллектива; определение ведущих видов деятельности; определение приоритетных направлений функционирования системы; зарождение традиций классного коллектива; активизация учащихся на основе приобщения к жизненным ценностным ориентирам. 2-й этап – стабильное функционирование воспитательной системы: оформление классного коллектива в единое целое, в содружество детей и взрослых; определение эффективных видов деятельности; рост социально – познавательной активности учащихся. Приоритетные направления деятельности Человек – гражданин и патриот Цель: приобщить личность к духовно-патриотическим ценностям, к истории Родины, ее прошлому, ее традициям и культуре, способствовать формированию социально адаптированной личности, способной участвовать в жизни общества на благо Родины, ответственно относящейся к правовым нормам и законам государства.Человек – семьянин Цель: содействовать формированию ответственного отношения личности к позиции будущего семьянина.Человек – профессионал Цель: способствовать профессиональному самоопределению личности.Человек и здоровье Цель: показать значимость физического, психического, духовного и социального здоровья личности для ее будущего жизнеутверждения.Человек – член коллектива Цель: заложить умения адаптирования личности к изменениям в социально-культурном пространстве.Человек – труженик Цель: совершенствовать навыки личностного и коллективного труда. В ходе реализации программы каждый ученик накапливает жизненный актив, включающий портфолио достижений. Портфолио достижений состоит из различных материальных свидетельств, констатирующих результативность участия ученика в значимых делах класса, школы, района, города. Для поощрения ребят и стимулирования их к дальнейшей общественно-полезной деятельности введена бонусная система накопления «ТАЛАНТОВ». «ТАЛАНТ» - условная единица поощрения. Данная система оценивания активности учащихся находит своё отражение в заполнении матрицы личностной позиции. Точки личностного роста обозначаются разным цветом, соответствующим различным направлениям деятельности: синим - Человек – патриот красным – Человек – профессионал зеленым – Человек и здоровье желтым – Человек - труженик Ожидаемые результаты Формирование потребности в самосовершенствовании, в позитивном отношении к собственному интеллектуальному и эмоциональному развитию, к своему жизненному опыту. Приобретение опыта коллективно-творческой деятельности, развитие социальной активности и лидерских качеств. Повышение уровня гражданско-патриотических качеств, нравственной, правовой, политической культуры. Овладение культурой семейных отношений. Формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни, понимание значимости здоровья. Оценка эффективности воспитательной системы Критерии оценки Примечания Анализ интересов и направленности личности Приложение 1 Социометрия Приложение 2 Психологическая атмосфера в коллективе (Методика Л. Г. Жедуновой) Приложение 3 Методика «Направленность личности» Приложение 4 Анкета «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося» Приложение 8 Методика «Самоанализ (анализ) личности» Приложение 5 Анкета «Как я оцениваю свое здоровье?» Приложение 6 Методика «Репка» Приложение 7 Использованные источники и литература: Б.Т. Лигачёв «Педагогика. Курс лекций». Москва, 1996. И.П. Подласый «Педагогика». Москва, 1996. А.С. Макаренко «О воспитании». Москва,1988. Ф.В. Повшедная, Н.Н. Белик. «Учитель, воспитай человека». – Н.Новгород: ВВАГС, 2009-11-18. Н.А.Панченко «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя». – Волгоград: Учитель, 2007.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 090 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.08.2020 841
    • ZIP 156.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фролова Ирина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фролова Ирина Геннадьевна
    Фролова Ирина Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72320
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 20 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 680 человек из 79 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов