Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Цель урока: дать представление о кодах и способах кодирования информации.
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: ПК, проектор, презентация
Основные понятия: код, кодирование, декодирование
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята!
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Определение отсутствующих.
Организация внимания учащихся.
Чтобы добиться хороших результатов на уроке, вы должны быть внимательны.
2. Постановка цели урока и проблемы
На доске записана тема урока:
12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10
- Ребята, давайте посмотрим на доску, на ней написана тема сегодняшнего урока. Прочитайте тему! (дети читают).
- Как вы считаете, что зашифровано на доске?
- Чему вы должны научиться на уроке? (научиться понимать данные записи)
- Тему сегодняшнего урока я скрыла, и назовёте мне её вы сами, но для этого нам с вами нужно отправиться в путешествие по морю Информация в страну Знаний, которая расположилась на островах. Обратите внимание на экран. На нём изображена карта, которая нам поможет в пути. Хотите узнать много интересного? Тогда – вперёд! Как вы думаете, какой остров мы с вами должны преодолеть, чтобы попасть в заветную страну? Правильно, остров Повторения.
3. Актуализация знаний, повторение пройденного материала
Ребята, давайте вспомним ранее изученный материал, используя кроссворд, и узнаем, какое слово спряталось по вертикали.
Вопросы кроссворда:
Ну а теперь вы можете прочитать слово по вертикали. Да только жители этого острова усложнили нам задачу: вместо букв – одни цифры. А как же нам узнать, какое слово записано по вертикали? Правильно – расшифровать его. Давайте воспользуемся кодовой таблицей алфавита. Какое слово получилось? (Кодирование). Теперь вы может легко отгадать тему нашего урока. Далее мы отправляемся на остров «Кодирование информации»
4. Изучение нового материала
Информация, которую мы получаем из окружающего мира, поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания; это слова, значки, символы, жесты и движения.
Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал от кого-то (источник) но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Код – это система условных знаков для представления информации.
Обратное преобразование называется декодированием.
Ребята, запишите себе в тетрадь, что:
Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Существует три основных способа кодирования информации:
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так
Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе.
А теперь отправимся на остров «ФИЗМИНУТКА»
К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывем, как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись – и домой
Отдохнули? Далее у нас на пути остров «Закрепление»
5. Закрепление изученного материала
На нашем острове очень много интересных заданий. Давайте постараемся их выполнить.
1. Дана кодовая таблица флажковой азбуки:
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующие слова:
Что прочитал Лом на флагах встречной шхуны?
2. Старший помощник Лом оказался старательным учеником. Чтобы порадовать капитана Врунгеля, он выучил морскую семафорную азбуку, в которой каждая буква кодируется определенным положением рук с флажками.
Помогите ему прочесть:
3. Дана кодовая таблицы азбуки Морзе:
Расшифруйте следующие записи:
4. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, таракан;
в) кора, лото, боксер;
г) баран, рана, банщик;
д) монета, лошадь, корова.
5. Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной - букву «Т». Декодируйте зашифрованную информацию.
а) КТОАМТПТЬТЮАТТЕАРТ
б) МТОАНТИАТТОАРТ
в) СТИАСТТТЕАМТНТЫАЙТ БТЛТОАКТ
г) КТЛТААВТИАААТТУАРТАА
д) СТЧТААСТТТЬТЕА БТЕАЗТ УАМТАА - ДТЫАРТЯАВТААЯА СТУАМТАА
е) ВТСТЯАКТОАЕА СТЕАМТЯА ЗТНТААЕАТТ СТВТОАЁА ВТРТЕАМТЯА
6. Домашнее задание
А сейчас мы отправимся на следующий остров «Домашнее задание» и запишем его в дневнике:
7. Рефлексия. Итог урока
Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по морю информации. Вы узнали что-то новое и интересное? Оказывается, методами шифрования занимается специальная наука – криптография.
В завершении нашего урока, я хочу вам процитировать слова английского историка-философа, который жил в 19 веке его звали Генри Бокль. Он сказал: «Знание - не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать, прежде чем оно будет нашим; оно - результат большой работы».
Сегодня вы хорошо поработали и получили знания и к тому же - неплохие оценки (оценивание учащихся). Молодцы!
Литература
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 19.12.2012 |
Раздел | Информатика |
Подраздел | |
Просмотров | 8679 |
Номер материала | 344 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: