Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Информатика / Конспект урока на тему «Кодирование информации» 5 класс

Конспект урока на тему «Кодирование информации» 5 класс

  • Информатика
Описание:

Цель урока: дать представление о кодах и способах кодирования информации.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации в жизни человека.
  • Показать различные виды кодирования.

Развивающие:

  • Продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

Воспитательные:

  • Активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету.

Оборудование: ПК, проектор, презентация

Основные понятия: код, кодирование, декодирование

Ход урока

1. Организационный момент
Здравствуйте ребята!
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Определение отсутствующих.
Организация внимания учащихся.
Чтобы добиться хороших результатов на уроке, вы должны быть внимательны.

2. Постановка цели урока и проблемы
На доске записана тема урока:

12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10

- Ребята, давайте посмотрим на доску, на ней написана тема сегодняшнего урока. Прочитайте тему! (дети читают).
- Как вы считаете, что зашифровано на доске?
- Чему вы должны научиться на уроке? (научиться понимать данные записи)
- Тему сегодняшнего урока я скрыла, и назовёте мне её вы сами, но для этого  нам с вами нужно отправиться в путешествие по морю Информация в страну Знаний, которая расположилась на островах. Обратите внимание на экран. На нём изображена карта, которая нам поможет в пути. Хотите узнать много интересного? Тогда – вперёд! Как вы думаете, какой остров мы с вами должны преодолеть, чтобы попасть в заветную страну? Правильно, остров Повторения.

3. Актуализация знаний, повторение пройденного материала
Ребята, давайте вспомним ранее изученный материал, используя кроссворд, и узнаем, какое слово спряталось по вертикали.

Вопросы кроссворда:

  1. Устройство для ввода звуковой информации.
  2. Название стороны, передающей информацию.
  3. Он бывает жёсткий и лазерный.
  4. Устройство вывода информации на экран.
  5. Название стороны, получающей информацию.
  6. Устройство компьютера для обработки информации.
  7. Устройство для ввода символьной информации.
  8. Устройство компьютера для хранения информации.
  9. Устройство для ввода графической информации.
  10. Устройство для вывода информации на бумагу.
  11. Распространённое в быту средство связи.

Ну а теперь вы можете прочитать слово по вертикали. Да только жители этого острова усложнили нам задачу: вместо букв – одни цифры. А как же нам узнать, какое слово записано по вертикали? Правильно – расшифровать его. Давайте воспользуемся кодовой таблицей алфавита. Какое слово получилось? (Кодирование). Теперь вы может легко отгадать тему нашего урока. Далее мы отправляемся на остров «Кодирование информации»

4. Изучение нового материала
Информация, которую мы получаем из окружающего мира, поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы.  Это свет, звук, запах, касания; это слова, значки, символы, жесты и движения.
Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал от кого-то (источник) но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Код – это система условных знаков для представления информации.
Обратное преобразование называется декодированием.
Ребята, запишите себе в тетрадь, что:
Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Существует три основных способа кодирования информации:

  • Графический - с помощью рисунков или значков;
  • Числовой - с помощью чисел;
  • Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так

  • числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами.
  • для общения мы используем код - русский язык, в Китае - китайский.
  • с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графика.
  • часто бывает так, что информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге. 

Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе.
А теперь отправимся на остров «ФИЗМИНУТКА»
К морю быстро мы спустились 
Наклонились и умылись. 
Раз, два, три, четыре – 
Вот как славно освежились. 
А теперь поплыли дружно. 
Делать так руками нужно: 
Вместе раз – это брасс. 
Одной, другой – это кроль. 
Три, два, один – плывем, как дельфин. 
Качаясь на волне, плывем на спине. 
Вышли на берег крутой, отряхнулись – и домой
Отдохнули? Далее у нас на пути остров «Закрепление»

5. Закрепление изученного материала
На нашем острове очень много интересных заданий. Давайте постараемся их выполнить.

1. Дана кодовая таблица флажковой азбуки:

Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующие слова:

Что прочитал Лом на флагах встречной шхуны?

2. Старший помощник Лом оказался старательным учеником. Чтобы порадовать капитана Врунгеля, он выучил морскую семафорную азбуку, в которой каждая буква кодируется определенным положением рук с флажками.

Помогите ему прочесть:

3. Дана кодовая таблицы азбуки Морзе:

Расшифруйте следующие записи:

4. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, таракан;
в) кора, лото, боксер;
г) баран, рана, банщик;
д) монета, лошадь, корова.

5. Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной - букву «Т». Декодируйте зашифрованную информацию.
а) КТОАМТПТЬТЮАТТЕАРТ
б) МТОАНТИАТТОАРТ
в) СТИАСТТТЕАМТНТЫАЙТ БТЛТОАКТ
г) КТЛТААВТИАААТТУАРТАА
д) СТЧТААСТТТЬТЕА БТЕАЗТ УАМТАА - ДТЫАРТЯАВТААЯА СТУАМТАА
е) ВТСТЯАКТОАЕА СТЕАМТЯА ЗТНТААЕАТТ СТВТОАЁА ВТРТЕАМТЯА

6. Домашнее задание
А сейчас мы отправимся на следующий остров «Домашнее задание» и запишем его в дневнике:

  • § 1.6 ответить на вопросы после параграфа.
  • Зашифруйте при помощи азбуки Морзе:
    - Свою фамилию
    - Название любимого блюда.

7. Рефлексия. Итог урока
Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по морю информации. Вы узнали что-то новое  и интересное? Оказывается, методами шифрования занимается специальная наука – криптография.
В завершении нашего урока, я хочу вам процитировать слова английского историка-философа, который жил в 19 веке его звали Генри Бокль. Он  сказал: «Знание - не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать, прежде чем оно будет нашим; оно - результат большой работы».
Сегодня вы хорошо поработали и получили знания и к тому же - неплохие оценки (оценивание учащихся). Молодцы!

Литература

  1. Босова Л.Л. «Информатика: Учебник для 5 класса», Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007 г., 1.6, стр.25-28.
  2. Босова Л.Л. «Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007 г., стр. 106-110.
  3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л. Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Скачать материал
Автор Фасахова Татьяна Петровна
Дата добавления 19.12.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 8679
Номер материала 344
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы