Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Информатика / Конспект урока «Арифметические операции в двоичной системе счисления» для учащихся 1 курса (НПО)

Конспект урока «Арифметические операции в двоичной системе счисления» для учащихся 1 курса (НПО)

Документы в архиве:

40 КБ Вариант 1.exe
40 КБ Вариант 2.exe
208 КБ Действия в двоичной сс.ppt
153 КБ Конспект урока.doc

Название документа Действия в двоичной сс.ppt

 Действия в двоичной системе счисления. Сложение. Умножение. Вычитание.
Сложение 0+0=0 0+1=1 1+0=1 1+1=10 1101+110 = 10011 1 1 0 1 1 1 0 + 1 + 1 + 1...
1 0 1 1 1 0 1 1 1 0 0 1 1 0 + 1011101+1100110 = 11000011 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0...
Умножение 0 . 0=0 0 . 1=0 1 . 0=0 1 . 1=1 110 . 101= 11110 1 1 0 1 0 1 х 1 1...
Вычитание 1000100-100011= уменьшаемое вычитаемое разность 1000100 0100011 10...
111101-1001= уменьшаемое вычитаемое разность 111101 001001 110110 - Обратный...
Выполнить действия: 1011100 + 100101 10011101 – 11110 110101 . 1011 = 1000000...
Домашнее задание: Выполнить упражнения: 101111 + 11101 110011101 + 1000111 10...
‹‹
1 из 8
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  Действия в двоичной системе счисления. Сложение. Умножение. Вычитание.
Описание слайда:

Действия в двоичной системе счисления. Сложение. Умножение. Вычитание.

№ слайда 2 Сложение 0+0=0 0+1=1 1+0=1 1+1=10 1101+110 = 10011 1 1 0 1 1 1 0 + 1 + 1 + 1
Описание слайда:

Сложение 0+0=0 0+1=1 1+0=1 1+1=10 1101+110 = 10011 1 1 0 1 1 1 0 + 1 + 1 + 1 = ? 1 + 1 = 10 10 + 1 = 11 10 + 1 _____________ 11 0 1 1 1 0 1

№ слайда 3 1 0 1 1 1 0 1 1 1 0 0 1 1 0 + 1011101+1100110 = 11000011 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0
Описание слайда:

1 0 1 1 1 0 1 1 1 0 0 1 1 0 + 1011101+1100110 = 11000011 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1

№ слайда 4 Умножение 0 . 0=0 0 . 1=0 1 . 0=0 1 . 1=1 110 . 101= 11110 1 1 0 1 0 1 х 1 1
Описание слайда:

Умножение 0 . 0=0 0 . 1=0 1 . 0=0 1 . 1=1 110 . 101= 11110 1 1 0 1 0 1 х 1 1 0 0 0 0 1 1 0 + 1 1 1 1 0

№ слайда 5 Вычитание 1000100-100011= уменьшаемое вычитаемое разность 1000100 0100011 10
Описание слайда:

Вычитание 1000100-100011= уменьшаемое вычитаемое разность 1000100 0100011 1011100 - Обратный код + 1 1011101 - Дополнительный код 1011101 10100001 100001 +

№ слайда 6 111101-1001= уменьшаемое вычитаемое разность 111101 001001 110110 - Обратный
Описание слайда:

111101-1001= уменьшаемое вычитаемое разность 111101 001001 110110 - Обратный код + 1 110111 - Дополнительный код 110111 1110100 110100 +

№ слайда 7 Выполнить действия: 1011100 + 100101 10011101 – 11110 110101 . 1011 = 1000000
Описание слайда:

Выполнить действия: 1011100 + 100101 10011101 – 11110 110101 . 1011 = 10000001 = 1111111 = 1001000111

№ слайда 8 Домашнее задание: Выполнить упражнения: 101111 + 11101 110011101 + 1000111 10
Описание слайда:

Домашнее задание: Выполнить упражнения: 101111 + 11101 110011101 + 1000111 101111 . 1111 11110110 – 1110100 1110101111 – 10000010

Название документа Конспект урока.doc



Автор: Распутняя Руслана Сергеевна

преподаватель информатики

II квалификационной категории

КГОУ «Камчатский индустриальный техникум»
г. Вилючинск Камчатский край

e-mail: rima-r@yandex.ru



Учебная дисциплина: информатика Курс: первый

Тема занятия: Арифметические операции в двоичной системе счисления.

Вид занятия: лекция, беседа, самостоятельная работа.

Форма проведения занятия: коллективная, индивидуальная.

Продолжительность занятия: 90 мин

Место проведения занятия: кабинет ОИВТ

Цели занятия:

Дидактическая: познакомить правилами выполнения арифметических операций (сложение, умножение, вычитание) в двоичной системе счисления.

Воспитательная: привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Развивающая: развитие внимания, памяти учащихся, развитие умения сопоставлять полученную информацию.

Межпредметные связи: Математика: «Выполнение арифметических операций»; «Запись натуральных чисел»; «Степень с натуральным, отрицательным, нулевым показателем».

Внутридисциплинарные связи: «Основы алгоритмизации и программирования», «Архитектура ЭВМ», «Кодирование информации».

Учебное оборудование (оснащение) занятия: проектор, таблица, карточки с заданиями.

Методическое обеспечение занятия: презентация в PowerPoint.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: ответы на вопросы (устно), выполнение упражнений.

Хронокарта занятия:

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Время

Содержание деятельности преподавателя

Методы и приемы обучения

Средства обучения

Формы и методы контроля качества обучения

  1. Организационный момент




3 мин.

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности

Словесные, наглядные.

Запись на доске цели и плана урока; сообщение дежурного о готовности группы

презентация


  1. Проверка Д/З

10 мин

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях,

Словесные, наглядные.


Фронтальный и индивидуальный опрос

  1. Подготовка к усвоению нового материала

3 мин

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала, показать чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть

Словесные, наглядные.



  1. Изучение нового материала

35 мин

Дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса. Добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

Словесные наглядные.

Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана.

презентация


  1. Закрепление нового материала

25 мин

Закрепить с учащимися те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

Практические, наглядные.


презентация

Фронтальный и индивидуальный опрос, письменная работа

  1. Постановка домашнего задания

10 мин

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

Словесные, наглядные

презентация

Фронтальный и индивидуальный опрос, письменная работа

  1. Подведение итогов урока

4 мин

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку.

Словесные




Ход урока

  1. Организационный момент характеризуется внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

  2. Проверка домашнего задания включает в себя объяснение учащимися выполненных заданий с их иллюстрацией.

Мы с вами продолжаем изучать тему системы счисления и целью нашего сегодняшнего урока будет научиться выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления, а именно мы рассмотрим с вами правило выполнения таких операций как сложение вычитание и умножение.

  1. Давайте с вами вспомним:

Что называется системой счисления?

(Система счисления – это совокупность правил для обозначения и наименования чисел).

Что называется основанием системы счисления?

(Основанием системы счисления называется количество знаков используемых для изображения числа в данной системе счисления).

Какое основание имеет двоичная система счисления?

(Двоичная система счисления имеет основание два).

Вы должны понимать, что сейчас мы с вами будем выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления а, следовательно, будем работать с числами, которые состоят только из нулей и единиц.

  1. Изучение нового материала сопровождается презентацией (см. Приложение 1).

Сложение.

Давайте запишем таблицу, которая и объяснит правило выполнения операции сложения.

Таблица сложения

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10





Первые три строчки таблицы нам привычны, в четвертой 1 + 1 = 10, так как если мы рассмотрим сложение двух единиц в десятичной системе счисления то 1 + 1 = 2 и 2 переведем в двоичную систему счисления, то получим 102.

Пример:

1101+110=10011

1


1

+

1 0 1

1 1 0

hello_html_1cbd7991.gif

1 0 0 1 1


Самостоятельно:

1011101+1100110 = 11000011


Умножение.

Таблица умножения

0 . 0 = 0

0 . 1 = 0

1 . 0 = 0

1 . 1 = 1






Пример:

1hello_html_be45e8f.gifhello_html_m15efa60c.gif 1 0

1 0 1

hello_html_1cbd7991.gif

+

1 1 0

+

0 0 0

1 1 0

hello_html_1cbd7991.gif 1 1 1 1 0

Вычитание:

Операцию вычитания мы будем заменять операцией сложения. Сначала запишем правило, по которому мы будем это выполнять, а потом рассмотрим на примере.

ПРАВИЛО:

  1. Уравниваем количество разрядов в уменьшаемом и вычитаемом.

  2. Находим дополнительный код к вычитаемому:

    1. Все 0 заменяем на 1, а 1 на 0 получим обратный код;

    2. Прибавляем 1 в нулевом разряде обратного кода и получим дополнительный код;

  3. Складываем уменьшаемое и дополнительный код.

  4. Отбрасываем единицу в старшем разряде.

П

разность

ример:

hello_html_m36b68a8b.gif

1hello_html_3e2e2dd9.gifhello_html_3e2e2dd9.gif000100-100011=100001

уменьшаемое

вычитаемое



1) 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 1

2) а) 1 0 1 1 1 0 0 – обратный код


+

б) 1 0 1 1 1 0 0

hello_html_m36d2df2a.gif 1 – дополнительный код

1 1 1

1 0 1 1 1 0 1


3

+

) 1 0 0 0 1 0 0

1 0 1 1 1 0 1

hello_html_m36d2df2a.gif

1 0 1 0 0 0 0 1

hello_html_m682cdf42.gif

4) 1 0 1 0 0 0 0 1


Самостоятельно:

111101-1001 = 110100

  1. Для закрепления материала учащимся предлагается выполнить следующие упражнения:

    1. 1011100 + 100101 = 10000001

    2. 10011101 – 11110 = 1111111

    3. 110101 . 1011 = 1001000111

  2. Для проведения самостоятельной работы используем электронную программу созданную на языке Visual Basic, при введении правильного ответа в текстовое поле и нажатие на кнопку на кнопке появляется надпись Верно или Неверно (см. Приложение 2).

Для учащихся, которые выполнили самостоятельную работу за короткий промежуток времени, предлагается дополнительное задание.

Фамилия Имя

Дополнительное задание:

Выполнить задания в правой колонке

  1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y и X–Y, если: X=1000111, Y=11010.



  1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y–1001101, если: X=1010100, Y=110101.



  1. Выполнить умножение: 100110 . 11001


Ответы: 1) 1100001; 101101 2) 111100 3) 1110110110



  1. Домашнее задание (см. Приложение 1)

  2. Итоги урока (выставление оценок за урок).








Приложение 1


hello_html_m6be1bfd4.gif hello_html_67b72b54.gif


hello_html_m48bfc6e4.gif hello_html_m65e9fdd5.gif


hello_html_m14d7e0a6.gif hello_html_15c947f9.gif


hello_html_363dc265.gif hello_html_m1e6f05d2.gif







Приложение 2

hello_html_4a131ca9.png


Ответы:

100010111

10101101

10101111

10110000

1011011


hello_html_4a2412.png

Ответы:

10110100

100000101

11100

11000001

110111



Dim r As Variant

Private Sub Command1_Click()

r = Val(Text1.Text)

If r = 100010111 Then Command1.Caption = "Верно"

If r <> 100010111 Then Command1.Caption = "Неверно"

Text1.Enabled = False

Command1.Enabled = False

End Sub

Private Sub Command2_Click()

r = Val(Text2.Text)

If r = 10101101 Then Command2.Caption = "Верно"

If r <> 10101101 Then Command2.Caption = "Неверно"

Text2.Enabled = False

Command2.Enabled = False

End Sub

Private Sub Command3_Click()

r = Val(Text3.Text)

If r = 10101111 Then Command3.Caption = "Верно"

If r <> 10101111 Then Command3.Caption = "Неверно"

Text3.Enabled = False

Command3.Enabled = False

End Sub

Private Sub Command4_Click()

r = Val(Text4.Text)

If r = 10110000 Then Command4.Caption = "Верно"

If r <> 10110000 Then Command4.Caption = "Неверно"

Text4.Enabled = False

Command4.Enabled = False

End Sub

Private Sub Command5_Click()

r = Val(Text5.Text)

If r = 1011011 Then Command5.Caption = "Верно"

If r <> 1011011 Then Command5.Caption = "Неверно"

Text5.Enabled = False

Command5.Enabled = False

End Sub


Литература:

  1. Газеты « Информатика».

  2. Журналы «Информатика и образование».

  3. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ, 2001








  • Информатика
Описание:

Вид занятия: лекция, беседа, самостоятельная работа.
Форма проведения занятия: коллективная, индивидуальная.
Продолжительность занятия: 90 мин
Место проведения занятия: кабинет ОИВТ

Цели занятия:

Дидактическая: познакомить правилами выполнения арифметических операций (сложение, умножение, вычитание) в двоичной системе счисления.
Воспитательная: привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.
Развивающая: развитие внимания, памяти учащихся, развитие умения сопоставлять полученную информацию.
Межпредметные связи: Математика: «Выполнение арифметических операций»; «Запись натуральных чисел»; «Степень с натуральным, отрицательным, нулевым показателем».
Внутридисциплинарные связи: «Основы алгоритмизации и программирования», «Архитектура ЭВМ», «Кодирование информации».
Учебное оборудование (оснащение) занятия: проектор, таблица, карточки с заданиями.
Методическое обеспечение занятия: презентация в PowerPoint.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: ответы на вопросы (устно), выполнение упражнений.

Хронокарта занятия:

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Время

Содержание деятельности преподавателя

Методы и приемы обучения

Средства обучения

Формы и методы контроля качества обучения

1. Организационный момент

 

 

3 мин.

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности

Словесные, наглядные.
Запись на доске цели и плана урока; сообщение дежурного о готовности группы

презентация

 

2. Проверка Д/З

10 мин

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях,

Словесные, наглядные.

 

Фронтальный и индивидуальный опрос

3. Подготовка к усвоению нового материала

3 мин

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала, показать чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть

Словесные, наглядные.

 

 

4. Изучение нового материала

35 мин

Дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса. Добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

Словесные наглядные.
Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана.

презентация

 

5. Закрепление нового материала

25 мин

Закрепить с учащимися те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

Практические, наглядные.

презентация

Фронтальный и индивидуальный опрос, письменная работа

6. Постановка домашнего задания

10 мин

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

Словесные, наглядные

презентация

Фронтальный и индивидуальный опрос, письменная работа

7. Подведение итогов урока

4 мин

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку.

Словесные

 

 



Ход урока

  1. Организационный момент характеризуется внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
  2. Проверка домашнего задания включает в себя объяснение учащимися выполненных заданий с их иллюстрацией.

Мы с вами продолжаем изучать тему системы счисления и целью нашего сегодняшнего урока будет научиться выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления, а именно мы рассмотрим с вами правило выполнения таких операций как сложение вычитание и умножение.

Давайте с вами вспомним:

Что называется системой счисления?
(Система счисления – это совокупность правил для обозначения и наименования чисел).
Что называется основанием системы счисления?
(Основанием системы счисления называется количество знаков используемых для изображения числа в данной системе счисления).
Какое основание имеет двоичная система счисления?
(Двоичная система счисления имеет основание два).
Вы должны понимать, что сейчас мы с вами будем выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления а, следовательно, будем работать с числами, которые состоят только из нулей и единиц.

Изучение нового материала сопровождается презентацией (см. Приложение 1).

Сложение.
Давайте запишем таблицу, которая и объяснит правило выполнения операции сложения.

Таблица сложения

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10

Первые три строчки таблицы нам привычны, в четвертой 1 + 1 = 10, так как если мы рассмотрим сложение двух единиц в десятичной системе счисления то 1 + 1 = 2 и 2 переведем в двоичную систему счисления, то получим 102.

ss1.jpg

Самостоятельно:
1011101+1100110 = 11000011

Умножение.

Таблица умножения

0 . 0 = 0

0 . 1 = 0

1 . 0 = 0

1 . 1 = 1

ss2.jpg

Вычитание:
Операцию вычитания мы будем заменять операцией сложения. Сначала запишем правило, по которому мы будем это выполнять, а потом рассмотрим на примере.

ПРАВИЛО:

  1. Уравниваем количество разрядов в уменьшаемом и вычитаемом.
  2. Находим дополнительный код к вычитаемому:
  • Все 0 заменяем на 1, а 1 на 0 получим обратный код;
  • Прибавляем 1 в нулевом разряде обратного кода и получим дополнительный код;
Складываем уменьшаемое и дополнительный код. Отбрасываем единицу в старшем разряде.
ss3.jpg

Самостоятельно:
111101-1001 = 110100

  1. Для закрепления материала учащимся предлагается выполнить следующие упражнения:
    1. 1011100 + 100101 = 10000001
    2. 10011101 – 11110 = 1111111
    3. 110101 . 1011 = 1001000111
  2. Для проведения самостоятельной работы используем электронную программу созданную на языке Visual Basic, при введении правильного ответа в текстовое поле и нажатие на кнопку на кнопке появляется надпись Верно или Неверно (см. Приложение 2).

Для учащихся, которые выполнили самостоятельную работу за короткий промежуток времени, предлагается дополнительное задание.


Фамилия Имя

Дополнительное задание:
Выполнить задания в правой колонке

1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y и X–Y, если: X=1000111, Y=11010.

 

2. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y–1001101, если: X=1010100, Y=110101.

 

3. Выполнить умножение: 100110 . 11001

 

Ответы: 1) 1100001; 101101 2) 111100 3) 1110110110

 

  1. Домашнее задание (см. Приложение 1)
  2. Итоги урока (выставление оценок за урок).

 

10.01.2010


dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Арифметические операции в двоичной системе счисления»

Слайд 5
ss4.jpg


Здесь представлены лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 8 слайдов.


Электронная программа для проведения самостоятельной работы, созданную на языке Visual Basic

Кадры программы
ss5.jpg


Здесь представлены лишь скриншот программы.

Скачать материал
Автор Крамаренко Руслана Сергеевна
Дата добавления 12.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 14910
Номер материала 662
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы