Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.ppt
Скачать материал "Алгебра логики. Формы мышления 10 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема урока:
«Алгебра логики»
Цели урока: изучить предмет алгебры логики, основные понятия алгебры логики, базовые логические операции; научиться переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний
2 слайд
Найдите ответы на вопросы:
Что изучает логика?
Кто является основателем логики?
Из каких разделов состоит логика?
Работа по учебнику
3 слайд
Алгебра логики
Раздел логики, система алгебраических методов решения логических задач и совокупность таких задач.
(Энциклопедический словарь)
Раздел логики, изучающий строение сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов.
(Учебник информатики)
4 слайд
Основоположники
алгебры логики
Готфрид Лейбниц
Джордж Буль
5 слайд
Джордж Буль (1815 - 1864)
Джордж Буль - математик-самоучка. Материальное положение родителей позволило ему окончить только начальную школу для бедняков.
Спустя какое-то время Буль, сменив несколько профессий, открыл маленькую школу, где сам преподавал. Он много времени уделял самообразованию и вскоре увлекся идеями символической логики. В 1854 году появился главный его труд "Исследования законов мышления, на которых основаны математические теории логики и вероятностей".
Через некоторое время стало понятно, что система Буля хорошо подходит для описания электрических переключательных схем: ток в цепи может либо протекать, либо отсутствовать, подобно тому, как утверждение может быть истинным, либо ложным.
Уже в XX веке, вместе с двоичной системой счисления, созданный Булем математический аппарат лег в основу разработки цифрового электронного компьютера.
6 слайд
Значение алгебры логики
Теория автоматики
Лингвистика
Вычислительная
математика
7 слайд
Предмет алгебры логики -высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказать, истинно оно или ложно.
Отличие алгебры логики и алгебры: в формулах алгебры логики переменные являются логическими и принимают два значения: истина (1), ложь (0)
8 слайд
Работа с учебником:
1 группа – ответить на вопросы в конце п.3.1
2 группа – составить 5-6 вопросов к п. 3.1
3 группа - составить краткий конспект п. 3.1
9 слайд
Высказывания
Простые Сложные
(атомарные) (молекулярные)
«Процессор – устройство, обрабатывающее информацию»
«Процессор – устройство, обрабатывающее информацию и состоит из АЛУ и УУ»
10 слайд
Высказывания
Истинные Ложные
А=1 В=0
А=«Оперативная память хранится в микросхемах»
В=«Сканер – устройство для печати»
11 слайд
Базовые (булевские)
логические операции
12 слайд
Базовые (булевские)
логические операции
13 слайд
Задание-пароль
Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа возьмите указанные мною буквы, из них составьте слово-пароль.
1) … выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. (Из ответа возьмите первую букву)
2) Высказывание, которое не соответствует реальной действительности (Из ответа возьмите первую букву)
3) К какой форме мышления относится предложение: «Если соблюдать ТБ при работе с дисками, то они прослужат более ста лет» (Из ответа возьмите пятую букву)
4) Инверсия – это логическое … (Из ответа возьмите вторую букву)
5) Как еще называется простое высказывание? (Из ответа возьмите пятую букву)
14 слайд
Запишите высказывания на языке алгебры логики:
«Этот день солнечный и теплый»
«Информацию с одного компьютера на другой можно переносить дискетой или диском или флешкой»
Эта ночь холодная и незвездная
А и В
А или В или С
А и не В
15 слайд
Определите истинность
(ложность) высказываний:
А =«7*8=48 или Земля - планета»
В =«Существительное – часть речи и всегда является подлежащим»
С=«Данное число четное, или число, большее его на единицу, четное»
Д=«Буква а – первая буква в слове аист или в слове сова»
16 слайд
Кто хочет стать
отличником
по логике?
17 слайд
Домашнее задание:
П. 3.1, 3.2, выучить определения, обозначения и таблицы истинности логических операций.
18 слайд
Синквейн
1 строка - 1 существительное
2 строка - 2 прилагательных
3 строка - 3 глагола
4 строка - словосочетание
5 строка - резюме (краткий вывод)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Разработка урока.doc
Скачать материал "Алгебра логики. Формы мышления 10 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Стать миллионером по логике.ppt
Скачать материал "Алгебра логики. Формы мышления 10 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Кто хочет стать
отличником
по логике?
2 слайд
Игра состоит из 5 вопросов.
Для каждого вопроса есть четыре варианта ответа, необходимо выбрать правильный.
Правила игры
Вы готовы?
3 слайд
Сколько простых высказываний содержится в данном сложном: «Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит»
А) 1 Б) 2 С) 3 Д) 4
Вопрос №1
4 слайд
Сколько предложений являются высказываниями?
«Число 6 – четное»
«Внимание!»
«Некоторые рыбы – хищники»
«Вы любите читать?»
Вопрос №2
А) 1 Б) 2
С) 3 Д) 4
5 слайд
А=«Лазерные принтеры бесшумны и обеспечивают наилучшее качество печати»
В = «7*7=47 или 7*8 =56»
Какие из этих высказываний истинны?
А) А В) В
С) А и В Д) А и В ложны
Вопрос №3
6 слайд
Запишите высказывание на языке алгебры логики: «Меркурий – планета Солнечной системы
и не имеет спутников»
Вопрос №4
А) А В) А и В
С) А и ¬В Д) ¬В
7 слайд
В каком из приведенных
ниже высказываний результатом будет ложь (0)?
А) 1 ИЛИ 0 В) 0 И 1
С) 1 И 1 Д) (1 ИЛИ 0) И 1
Вопрос №5
8 слайд
Оценка 5
Поздравляю! Вы правильно
ответили на
все вопросы!
Выход из игры
9 слайд
… и Вы покидаете игру!
Правильный ответ: В) 0 И 1 = 0
Ваша оценка 4
10 слайд
К сожалению, вы проиграли и покидаете игру. До встречи!
Ваша оценка 3
Правильный ответ:
С) А и ¬В
11 слайд
Оба высказывания истинны!
К сожалению, Вы дали неверный ответ и покидаете игру…
Оценка 2
12 слайд
Ответ неправильный! Оценка 1
Высказываний 2: «Число 6 – четное», «Некоторые рыбы хищники»
Высказывание не может быть в повелительной или вопросительной форме.
Увы! Вы проиграли!
13 слайд
К великому сожалению,
вы проиграли.
Может, повезет в следующий раз.
До встречи.
Ваша оценка 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Об авторе и материале.doc
Скачать материал "Алгебра логики. Формы мышления 10 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ ‚ ¦®!.txt
Скачать материал "Алгебра логики. Формы мышления 10 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению понятий: логика, алгебра логики, понятие, высказывание, умозаключение, инверсия, конъюнкция, дизъюнкция; фактов: обозначения и таблиц истинности логических операций, обозначения высказываний; способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний; создать условия для развития мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков, умений работать с учебником (выделять главное, структурировать информацию), умений анализировать ответ одноклассника, навыков работы на ПК; способствовать развитию познавательного интереса воспитывать культуру общения, взаимопомощь учащихся Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийный проектор), компьютерный класс с установленным СБППО (пакет лицензионного ПО); доклад + презентация о Г. Лейбнице (на учительском компьютере), презентация к уроку, презентация «Кто хочет стать отличником по логике» (на каждом компьютере учащихся) Ход урока: Организационный этап. Этап изучения нового материала. Сообщение учителем темы и цели урока. (Слайд 1 - Тема урока) 1) Изучение предмета логики и алгебры логики (фронтальная работа с учебником) Слайд 2 - Найдите в учебнике определение логики. - Кто является создателем логики? (Аристотель) - Из каких разделов состоит логика? (Алгебра логики, математическая логика, формальная логика) Мы с вами будем изучать только алгебру логики. Внимание на доску: определение алгебры логики запишите в тетрадь. (Слайд 3) Основоположниками алгебры логики являются Готфрид Лейбниц и Джордж Буль, поэтому алгебру логики еще называют булевской. (Слайд 4) Ребята подготовили небольшие сообщения о Лейбнице и Джордже Буле. (Слайд 5 + презентация и доклад учащегося о Г. Лейбнице) Алгебра логики имеет большое практическое значение в теории автоматов, лингвистике, вычислительной математике. (Слайд 6) Предмет алгебры логики - высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказать, истинно оно или ложно. Алгебра логики строится по тем же принципам, что и обычная алгебра. (Слайд 7) Отличие алгебры логики и алгебры: в формулах алгебры логики переменные являются логическими и принимают два значения: истина (1), ложь (0). 2) Изучение форм мышления. Как уже мы с вами выяснили, логика изучает формы и способы мышления. Сейчас мы с вами выясним, какие существуют формы мышления. (Слайд 8) (групповая работа с учебником 10-12 мин) 1 группа: быстро, внимательно прочитать текст учебника на с. 122-124 Ответить на вопросы в конце параграфа. 2 группа: прочитайте текст, составьте 5-6 вопросов к нему 3 группа - составьте краткий конспект параграфа. Отчет групп по проделанной работе: 3 группа представляет краткий конспект параграфа. 1 группа отвечает по вопросам в конце параграфа. 2 группа: учащиеся задают вопросы, отвечают товарищи 3) Изучение видов высказываний (объяснение учителя) Высказывания бывают простые (атомарные) и сложные (молекулярные). (Слайд 9) Например, «процессор – устройство, обрабатывающее информацию» - простое; «процессор – устройство, обрабатывающее информацию и состоящее из АЛУ и УУ» - сложное. Высказывания в алгебре логики обозначаются большими латинскими буквами: А, В, С и т. д. Высказывания могут быть истинными и ложными. (Слайд 10) Высказывание истинно, если отражает истинное положение дел. Например, «Принтер – устройство для печати». Истинное высказывание обозначается 1. Примеры ложных высказываний: «Pentium Ш – сейчас самый мощный процессор». Ложное высказывание обозначается 0. 4) Изучение базовых логических операций. Сложные высказывания образуются из простых с помощью логических операций: инверсии, конъюнкции, дизъюнкции. (Слайд 11 – 12)) (Фронтальная работа с учебником, заполнение таблицы по группам) Базовые логические операции (булевские) Логическая операция Определение Обозначение Таблица истинности Инверсия (логическое отрицание) ¬, ¯, НЕ, NOT Конъюнкция (логическое умножение) ·, И, AND, , ^ Дизъюнкция (логическое сложение) +, ИЛИ, OR, V (учащиеся записывают свои ответы на интерактивной доске, при ее отсутствии – на меловой доске) 3. Этап проверки восприятия, осмысления и первичного запоминания материала. Учащиеся выполняют самостоятельно задание – пароль. (Слайд 13) Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа возьмите указанные мною буквы, из них составьте слово-пароль. 1) … выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. (Из ответа возьмите первую букву) 2) Высказывание, которое не соответствует реальной действительности (Из ответа возьмите первую букву) 3) К какой форме мышления относится предложение: «Если соблюдать ТБ при работе с дисками, то они прослужат более ста лет» (Из ответа возьмите пятую букву) 4) Инверсия – это логическое … (Из ответа возьмите вторую букву) 5) Как еще называется простое высказывание? (Из ответа возьмите пятую букву) Ответы: 1) понятие, 2) ложное, 3) умозаключение, 4) отрицание, 5) атомарное. Пароль – ПЛАТА. Этап закрепления изученного материала. А) Устные упражнения: (Слайд 14) Запишите на языке алгебры логики: «Этот день солнечный и теплый», «Информацию с одного компьютера на другой можно переносить диском или флешкой» Б) Определите истинность (ложность) высказываний: (слайд 15) «7*8=48 или Земля – планета» (1) «Существительное – часть речи и всегда является подлежащим» (0) В) Самостоятельная работа (Игра «Кто хочет стать отличником по логике?» (Слайд 16 + презентация «Кто хочет стать отличником по логике» Этап информации о домашнем задании (Слайд 17) П. 3.1-3.2, выучить определения, обозначения и таблицы истинности логических операций Подведение итогов урока. Словесная цепочка. 7. Рефлексия в форме синквейн. (Слайд 18) Составьте пятистишие (синквейн): 1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – словосочетание 5 строка – резюме (краткий вывод) (учащиеся записывают получившиеся пятистишия на интерактивной доске, при ее отсутствии – на меловой доске) Список использованной литературы: 1. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович . – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил. Дополнительно: Демонстрационный материал к уроку «Алгебра логики. Формы мышления» (18 слайдов) Слайд 1 Слайд 6 Демонстрационный материал к мини-игре в рамках урока «Кто хочет стать отличником по логике» (13 слайдов) Слайд 1 Дополнительно: Архив ZIP, объемом 2.2 Mб (2-2-10-10.zip) Конспект урока (.doc) Презентация к уроку «Алгебра логики. Формы мышления» (.ppt) Демонстрационный материал к мини-игре в рамках урока «Кто хочет стать отличником по логике» (.ppt) Доклад «Готфрид Вильгельм Лейбниц»
6 674 165 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Анастасия Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.