Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКомплект конспектов уроков по теме «Системы счисления и арифметические операции в СС»

Комплект конспектов уроков по теме «Системы счисления и арифметические операции в СС»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 2-2-10-3b.doc

Автор: Фомина Татьяна Ивановна

МОУ СОШ  1 с. Каликина Добровского муниципального района

Липецкая обл.

учитель информатики, заместитель директора по УВР

I квалификационная категория

E-mail: fatne@mail.ru

Сайт школы: kalikino.dobroe.lipetsk.ru

Числовая информация. Системы счисления.

Цель: раскрыть понятие системы счисления, познакомить со способами представления чисел в позиционных системах счисления.

Ход урока.

1.     Оргмомент. Постановка цели.

2.     Повторение.

Вспомним как подсчитать количество информации, содержащееся в одном событии или тексте.
№1. В корзине лежат 16 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали белый шар?
      а) 16 бит;      б) 8 бит;      в) 4 байта;      г) 4 бита;      д) 2 байта.
№2. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до К было получено 7 бит информации. Чему равно К?
      а) 7;      б) 128;      в) 16;      г) 49;      д) 392.
№3. Сколько бит информации содержится в сообщении объемом четверть килобайта?
      а) 2032;      б) 2048;      в) 250;      г) 2000;      д) 256.
№4. В течение 5 минут со скоростью 20 байт/с вождь племени Мульти передавал информационное сообщение. Сколько символов оно содержало, если алфавит племени состоит из 32 символов?
      а) 9600;      б) 3200;      в) 1200;      г) 1500;      д) 150.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1-г, 2-б, 3-б, 4-а.

3.     Актуализация знаний.

1)Что такое кодирование информации?
      2)Что называется алфавитом, мощностью алфавита?

3)Предложите способы записи даты сегодняшнего дня с помощью цифр.

4)Что вы знаете про римские и арабские числа? (Выступления учащихся)

5) Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных им предметов. В разных местах придумывались разные способы передачи численной информации: от зарубок по числу предметов до хитроумных знаков - цифр. Во многих местах люди стали использовать для счета пальцы. Одна из таких систем счета и стала общеупотребительной - десятичная. До сих пор существуют в Полинезии племена с 20-чной системой счисления (с учетом пальцев на ногах).

Сегодня мы настолько сроднились с 10-чной системой счисления, что не представляем себе иных способов счета, пока не вспомним о времени. Нас не смущает, что в минуте 60 секунд, а не 10 или 100. И в часе 60 минут, но более удивительно, что в сутках 24 часа, а в году 365 дней. Таким образом, время (часы и минуты) мы считаем в 60-чной системе, сутки - в 24-чной, недели в 7-чной, месяцы совсем хитро - каждый по-своему, года в 12-чной, если в месяцах, или в 365-чной, если в днях.

Другими словами, все дело в привычке. Сейчас мы постараемся понять принцип счета.

4.     Введение новых знаний и первичное их усвоение.

Система счисления (с.с.) – это определенный способ записи чисел и соответствующие ему правила действий над числами. С.с бывают непозиционными и позиционными. Зарубки, черточки – это единичные непозиционные системы счисления. Примером непозиционной с.с. может служить римская с.с..I=1, V=5, X=10, L=50, C=100, D=500, M=1000. В римской записи числа важно не собственное положение цифры, а где она стоит относительно другой цифры: сравни записи XII и IX. Здесь в обоих случаях цифра "I" стоит на 2-ом месте справа, но в одном случае ее нужно прибавлять к 10, а в другом вычитать! При записи меньшего числа слева от большего оно вычитается, справа – прибавляется. Пример: XXI=21, XIX=19.

В позиционных системах счисления: основание – количество символов в ее алфавите; разряд – позиция цифры в числе.

В позиционных системах каждая цифра независима от другой, а ее вклад в число определяется разрядом. Например, в числе 53 цифра "5" в разряде десятков дает числу вклад в 50 единиц (5*10).

Десятичная система счисления.

Числа, которыми мы привыкли пользоваться, называются десятичными и арифметика, которой мы пользуемся, также называется десятичной. Это потому, что каждое число можно составить из набора цифр содержащего 10 символов - цифр - "0123456789".

Так шло развитие математики, что именно этот набор стал главным, но десятичная арифметика не единственная. Если мы возьмём только пять цифр, то на их основе можно построить пятеричную арифметику, из семи цифр - семеричную. В областях знаний связанных с компьютерной техникой часто используют арифметику, в которой числа составляются из шестнадцати цифр, соответственно эта арифметика называется шестнадцатеричной.

Возьмём, к примеру, число 246. Эта запись означает, что в числе две сотни, четыре десятка и шесть единиц. Следовательно, можно записать следующее равенство:

 246 = 200 + 40 + 6 = 2 * 102 + 4 * 101 + 6 * 100

свернутая                                       развернутая форма
           форма

В этой записи очень хорошо видна роль десятки. Десятка является основой образования числа.

Двоичная система счисления.

 Наиболее простая арифметика получается, если 10 заменить на 2. Полученная система счисления называется двоичной. В ней любое число образуется только из двух цифр 0 и 1. Понятно, что проще уже некуда. Примеры двоичных чисел: 10, 111, 101.

10=1*21+0*20

Восьмеричная система счисления: основание=8, знаки- 0-7

4568=4*82+5*81+6*80

Шестнадцатеричная система счисления: основание = 16, знаки: цифры (0-9), латинские буквы(ABCDEF)

Перевод двоичного числа в десятичное.

Возьмём, к примеру, следующее двоичное число 1011. Разложим его по степеням двойки. Получим следующее:

1011 = 1 * 23 + 0 * 22 + 1 * 21 + 1 * 20

Выполним все записанные действия и получим:

1 * 23 + 0 * 22 + 1 * 21 + 1 * 20 = 8 + 0+ 2 + 1 = 11. Таким образом, получаем, что 1011(двоичное) = 11 (десятичное). Сразу видно и небольшое неудобство двоичной системы. То же самое число, которое, в десятичной системе записано одним знаком в двоичной системе, для своей записи требует четыре знака.

Аналогичным образом можно перевести в десятичную с.с. из любой с.с..

Пример: А8Е16=А*162+8*161+Е*160=10*256+8*16+14*1=2560+128+14=270210

5.    Обобщение знаний и оперирование ими.

1)Какие с.с. бывают? (Позиционные и непозиционные)

2)Решение задач.

2.1 Представьте в виде десятичного числа следующие  числа.

а) 100102=18 б) 4528 =298  с) 30А16=778

3)Поиграем в пришельцев

Представим себе, что к нам прилетели пришельцы с разных планет, у одних из которых по 6 пальцев на руке, а у других по 7. Логично предположить, что у одних 6-чная или 12-чная система счисления в обиходе, а у других 7-чная или 14-чная. Как нам с ними объясняться? Таблицу соответствия цифр они, допустим, выучили легко, но для привычного восприятия чисел им придется их каждый раз переводить, например, в 6-чную и в 7-чную системы. Из вежливости попробуем сделать это за них.

Осн=10

0

2

3

4

6

7

8

9

0

13

14

16

19

20

21

Осн=16

0

2

3

4

6

7

8

9

А

D

E

10

14

15

1A

Осн=8

0

2

3

4

6

7

10

11

 

 

 

20

23

24

25

Осн=7

0

2

3

4

6

10

11

 

 

 

20

 

 

 

 

Осн=2

0

10

11

100

110

111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Зачем изучать системы счисления?

Как минимум, потому что интересно понимать, что и как устроено. Если бы человек не был любопытным (или любознательным?), мы бы до сих пор жили в пещерах и боялись злых духов. Мы, правда, и сейчас их иногда опасаемся, но не все и не так серьезно.

Кроме того, компьютеры считают для нас (на то он и компьютер - считатель по-английски), а мы хотим понимать, что они нам насчитали. И это, если честно, главная причина моих рассуждений.

6.    Домашнее задание.

П. 4.1.1. – читать, вопросы к §, № 4.1-4.5 письменно

№1 Перевести в десятичную с.с.: 100112,3148, А816

№2 Записать римскими цифрами числа: 99, 150, 24, 1489.

Дополнительный материал

ОБОЗНАЧЕНИЯ ЧИСЕЛ в Древнем Египте. Расшифровка системы счисления, созданной в Египте во времена первой династии (ок. 2850 до н.э.), была существенно облегчена тем, что иероглифические надписи древних египтян были аккуратно вырезаны на каменных монументах. Из этих надписей нам известно, что древние египтяне использовали только десятичную систему счисления. Единицу обозначали одной вертикальной чертой, а для обозначения чисел, меньших 10, нужно было поставить соответствующее число вертикальных штрихов. (См. сводную таблицу обозначений чисел.) Чтобы записанные таким образом числа было легко узнавать, вертикальные штрихи иногда объединялись в группы из трех или четырех черт. Для обозначения числа 10, основания системы, египтяне вместо десяти вертикальных черт ввели новый коллективный символ, напоминающий по своим очертаниям подкову или крокетную дужку. Множество из десяти подковообразных символов, т.е. число 100, они заменили другим новым символом, напоминающим силки; десять силков, т.е. число 1000, египтяне обозначили стилизованным изображением лотоса. Продолжая в том же духе, египтяне обозначили десять лотосов согнутым пальцем, десять согнутых пальцев – волнистой линией и десять волнистых линий – фигуркой удивленного человека. В итоге древние египтяне могли представлять числа до миллиона. Так, например, с помощью коллективных символов и повторений уже введенных символов число 6789 в иероглифических обозначениях можно было бы записать как

Самые древние из дошедших до нас математических записей высечены на камне, но наиболее важные свидетельства древнеегипетской математической деятельности запечатлены на гораздо более хрупком и недолговечном материале – папирусе. Два таких документа – папирус Ринда, или египетского писца Ахмеса (ок. 1650 до н.э.) и московский папирус, или папирус Голенищева (ок. 1850 до н.э.) – служат для нас основными источниками сведений о древнеегипетских арифметике и геометрии. В этих папирусах более древнее иероглифическое письмо уступило место скорописному иератическому письму, и это изменение сопровождалось использованием нового принципа обозначения чисел. Группа одинаковых символов заменялись более простой по начертанию пометой или знаком, например, девять записывалось как вместо , а семьсот как вместо . В этой записи число 6789 имело вид , причем знаки более высокого порядка располагались справа, а не слева. Иероглифическая запись чисел использовалась преимущественно в официальных документах и текстах. Еще позднее иератическая система обозначения чисел уступила место демотическим системам записи.

Введение египтянами цифровых обозначений ознаменовало один из важных этапов в развитии систем счисления, так как дало возможность существенно сократить записи. Однако их операции с дробями продолжали оставаться на примитивном уровне, так как они знали лишь аликвотные дроби (т.е. дроби с числителем 1) и каждую дробь записывали в виде суммы аликвотных дробей, например, дробь 2/43 они записали бы так: 1/42 + 1/86 + 1/129 + 1/301. В этих системах счисления над символом, обозначающим знаменатель, ставился специальный знак. В искусстве оперирования дробями египтяне значительно уступали жителям Месопотамии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Комплект конспектов уроков по теме «Системы счисления и арифметические операции в СС»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ 2-2-10-3c.doc

Автор: Фомина Татьяна Ивановна

МОУ СОШ  1 с. Каликина Добровского муниципального района

Липецкая обл.

учитель информатики, заместитель директора по УВР

I квалификационная категория

E-mail: fatne@mail.ru

Сайт школы: kalikino.dobroe.lipetsk.ru

Перевод чисел в позиционных системах счисления

Цель: приобрести умения и навыки перевода чисел в различные системы счисления.

Ход урока

1.     Оргмомент. Постановка цели.

2.    Повторение.
1) Проверка домашнего задания в тетради.
2) Беседа по вопросам стр.108

3.    Введение новых знаний и первичное их усвоение.

Перевод двоичного числа в десятичное.

Это очень просто. Метод такого перевода даёт наш способ записи чисел. Возьмём, к примеру, следующее двоичное число 1011. Разложим его по степеням двойки. Получим следующее:

1011 = 1 * 23 + 0 * 22 + 1 * 21 + 1 * 20

Выполним все записанные действия и получим:

1 * 23 + 0 * 22 + 1 * 21 + 1 * 20 = 8 + 0+ 2 + 1 = 11. Таким образом, получаем, что 1011(двоичное) = 11 (десятичное). Сразу видно и небольшое неудобство двоичной системы. То же самое число, которое, в десятичной системе записано одним знаком в двоичной системе, для своей записи требует четыре знака. Но это плата за простоту (бесплатно ничего не бывает). Но выигрыш двоичная система даёт огромный в арифметических действиях. И далее мы это увидим.

Аналогичным образом можно перевести в десятичную с.с. из любой с.с..

Пример: А8Е16=А*162+8*161+Е*160=10*256+8*16+14*1=2560+128+14=270210

Перевод десятичного числа в двоичное.

Для того чтобы преобразовать десятичное число в двоичное, его нужно разложить по степеням двойки. Но если разложение по степеням десятки получается сразу, то, как разложить по степеням двойки надо немного подумать. Для начала рассмотрим, как это сделать методом подбора. Возьмём десятичное число 12.

Шаг первый. 22 = 4, этого мало. Также мало и 23 = 8, а 24=16 это уже много. Поэтому оставим 23 =8. 12 - 8 = 4. Теперь нужно представить в виде степени двойки 4.

Шаг второй. 4 = 22.

Тогда наше число 12 = 23 + 22. Старшая цифра имеет номер 4, старшая степень = 3, следовательно, должны быть слагаемые со степенями двойки 1 и 0. Но они нам не нужны, поэтому чтобы избавится от ненужных степеней, и оставить нужные запишем число так: 1*23 + 1*22 +0*21 + 0*20 = 1100 - это и есть двоичное представление числа 12. Нетрудно заметить, что каждая очередная степень - это наибольшая степень двойки, которая меньше разлагаемого числа. Чтобы закрепить метод рассмотрим ещё один пример. Число 23.

Получаем следующее разложение: 1*24 + 0*23 +1*22 +1*21 +1*20

А наше искомое двоичное число 10111

Рассмотренный выше метод хорошо решает поставленную перед ним задачу, но есть способ, который алгоритмизируется значительно лучше. Для примера поработаем с числом 19. делим его на 2 , пока частное будет меньше 2, остатки от делений и являются цифрами искомого числа.

Итак, в результате имеем следующее число 10011. Заметьте, что два рассмотренных метода отличаются порядком получения очередных цифр. В первом методе первая полученная цифра - это старшая цифра двоичного числа, а во втором первая полученная цифра наоборот младшая.

Аналогичен перевод и в другие с.с.
Перевод дробных чисел

При переводе дробей, умножаем дробную часть на основание той с.с., в которую будем переводить, до тех пор, пока в дробной части останутся одни нули, или до указанной точности.

Пример: 0,187510=0,00112=0,148=0,316

0 1875                                 0 1875                                  0 1875

        2                                          8                                          16

0 3750                                 1 5000                                  1 1250

         2                                          8                                  1 875

0 7500                                 4 0000                                  3 0000

         2

1 5000

         2

1 0000

Перевод смешанных чисел.

Отдельно переводится целая часть, отдельно дробная.

Пример: 40,510=4010+0,510=11113+0,111113=1111,111113=1305+0,(2)5

 

4.    Обобщение знаний и оперирование ими.

№1 Представьте в виде десятичного числа следующие  числа.

а) 100102=18 б) 4528 =298  с) 30А16=778

№2 Преобразуйте десятичные числа в двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные

а) 14=1110=16=Е б) 29 =11101=35=1D в) 134=10000110=206=86
№3. 0,125108      0,12510=0,18

№4. Переведем 5,40110 в двоичную

 Решение:

 Целую часть мы получим по уже известным нам правилам, и она равна двоичному числу 101. А дробную часть получим умножением.0,401 = 0,011001101

№5 Переведите десятичные числа в двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные

 а) 3,6 б) 12,0112 в) 0,231 г) 0,121 д) 23, 0091

5.    Домашнее задание.

§4.1.2 – читать, №4.6-4.9

№1 Перевести десятичное число 415 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную с.с.

№2 Перевести в десятичную с.с.: 100112,3148, А816

№3 Записать римскими цифрами числа: 99, 150, 24, 1489.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Комплект конспектов уроков по теме «Системы счисления и арифметические операции в СС»"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ 2-2-10-3d.doc

Автор: Фомина Татьяна Ивановна

МОУ СОШ  1 с. Каликина Добровского муниципального района

Липецкая обл.

учитель информатики, заместитель директора по УВР

I квалификационная категория

E-mail: fatne@mail.ru

Сайт школы: kalikino.dobroe.lipetsk.ru

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Цель: закрепить перевод чисел из различных с.с., разобрать особенности арифметических операций.

Ход урока

1.  Оргмомент.

2.  Постановка цели.

3.  Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности.

Решение примеров (индивидуально в тетрадях и у доски)

№1 Перевести числа из десятичной с.с. в двоичную и с основанием 16

85=1010101=55

№2. 52310=2011013, 

№3. В десятичную: 21023=6510, 15308=85610

№4. Давайте посчитаем двоичными числами:0 1 10 11 100 101 110 111 1000 и т.д. (оставить записанными на доске)

4.  Овладение способами деятельности в новой ситуации

Сложение двоичных чисел

0+1=1, 0+0=0, 1+1=10

Способ сложения столбиком, в общем-то, такой же, как и для десятичного числа. Складываем поразрядно, начиная с младшей цифры. Если получается больше 1, то записывается 1 и 1 добавляется к старшему разряду (говорят "на ум пошло").

Выполним пример: 10011 + 10001=100100.

Вычитание двоичных чисел.

Вычитать числа, будем также столбиком и общее правило тоже, что и для десятичных чисел, вычитание выполняется поразрядно и если в разряде не хватает единицы, то она занимается в старшем. Решим следующий пример и проверим результат в десятичной системе 1101 - 110 = 13 - 6 = 7 (111) Верное равенство.

Умножение в двоичной системе счисления.

1*0=0, 0*1=0 ,1*1=1

Для начала вспомним следующий любопытный факт. Для того чтобы умножить двоичное число на 2 (десятичная двойка это 10 в двоичной системе) достаточно к умножаемому числу слева приписать один ноль.

Пример. 10101 * 10 = 101010

5.    Контроль усвоения изученного и овладение способами деятельности.

Решение задач.

№1.  0,125108      0,12510=0,18

№2. Переведем 5,40110 в двоичную

 Решение:

 Целую часть мы получим по уже известным нам правилам, и она равна двоичному числу 101. А дробную часть получим умножением.0,401 = 0,011001101

№3 Переведите десятичные числа в двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные

 а) 3,6 б) 12,0112 в) 0,231 г) 0,121 д) 23, 0091

№4 Выполните действия:


а) 11001 +101 =

б) 11001 +11001 =

с) 1001 - 111 =

д) 10011 - 101 =

е) 11011 + 1111 =

д) 11111 + 10011 =


№5. Выполните умножение


 а) 1101 * 1110 =

б) 1010 * 110 =

г) 1011 * 11 =

д) 101011 * 1101 =

е) 10010 * 1001 =


6.    Домашнее задание

Читать §4.1.3 на стр.111, Письменно № 4.10 стр 113  Дорешать оставшиеся примеры.

Примечание. Собрать  тетради с целью проверки выполнения домашнего задания и выставления оценки за ведение тетради.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Комплект конспектов уроков по теме «Системы счисления и арифметические операции в СС»"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ 2-2-10-3a.doc

Автор: Фомина Татьяна Ивановна

МОУ СОШ  1 с. Каликина Добровского муниципального района

Липецкая обл.

учитель информатики, заместитель директора по УВР

I квалификационная категория

E-mail: fatne@mail.ru

Сайт школы: kalikino.dobroe.lipetsk.ru

Кодирование информации в компьютере

8 класс

  Цели: познакомить со способами кодирования текстовой информации в компьютере.

Ход урока.

1.     Организационный этап.

2.     Постановка целей.

  1. Актуализация знаний.
     Современный компьютер может обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видео информацию. Все эти виды информации в компьютере представлены в двоичном коде, т. е. используется алфавит мощностью два (0 и 1). Связано это с тем, что удобно представлять информацию в виде последовательности электрических импульсов: импульс отсутствует (0), импульс есть (1). Такое кодирование принято называть двоичным, а сами логические последовательности нулей и единиц - машинным языком.

 

 

   Каждая цифра машинного двоичного кода несет количество информации равное одному биту.

   Данный вывод можно сделать, рассматривая цифры машинного алфавита, как равновероятные события. При записи двоичной цифры можно реализовать выбор только одного из двух возможных состояний, а, значит, она несет количество информации равное 1 бит. Следовательно, две цифры несут информацию 2 бита, четыре разряда --4 бита и т. д. Чтобы определить количество информации в битах, достаточно определить количество цифр в двоичном машинном коде.

4.     Введение нового материала.

Двоичное кодирование текстовой информации. Различные кодировки кириллицы.

Традиционно для кодирования одного символа используется количество информации, равное 1 байту, т. е. I = 1 байт = 8 бит. Если рассматривать символы как возможные события, то можно вычислить, какое количество различных символов можно закодировать:       N = 2I = 28 = 256.
      Такое количество символов вполне достаточно для представления текстовой информации, включая прописные и заглавные буквы русского и латинского алфавита, цифры, знаки, графические символы и т. д.
      Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255 или соответствующий ему двоичный код от 00000000 до 11111111.
      Таким образом, человек различает символы по их начертанию, а компьютер - по их коду.
      При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование, изображение символа преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом - и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.
      В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс - декодирование, т. е. преобразование кода символа в его изображение.
      Важно, что присвоение символу конкретного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. Первые 33 кода (с 0 по 32) обозначают не символы, а операции (перевод строки, ввод пробела и т. д.).
      Коды с 33 по 127 - интернациональные и соответствуют символам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания. Коды с 128 по 255 являются национальными, т. е. в национальных кодировках одному и тому же коду отвечают различные символы. К сожалению, в настоящее время существует пять различных кодовых таблиц для русских букв (КОИ-8, СР1251, СР866, Мас, ISO), поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.
      Каждая кодировка задается своей собственной кодовой таблицей. Одному и тому же двоичному коду в различных кодировках поставлены в соответствие различные символы.

   Впрочем, в большинстве случаев о перекодировке текстовых документов заботится не пользователь, а специальные программы - конверторы, которые встроены в приложения.

   Начиная с 1997 г. последние версии Microsoft Windows&Office поддерживают новую кодировку Unicode, которая на каждый символ отводит по 2 байта, а, поэтому, можно закодировать не 256 символов, а 65536 различных символов.

5.     Практика

Чтобы определить числовой код символа можно или воспользоваться кодовой таблицей, или, работая в текстовом редакторе Word. Для этого в меню нужно выбрать пункт «Вставка» - «Символ», после чего на экране появляется диалоговая панель Символ. В диалоговом окне появляется таблица символов для выбранного шрифта. Символы в этой таблице располагаются построчно, последовательно слева направо, начиная с символа Пробел (левый верхний угол) и, кончая, буквой «я» (правый нижний угол).

   Для определения числового кода символа в кодировке Windows (СР1251) нужно при помощи мыши или клавиш управления курсором выбрать нужный символ, затем щелкнуть по кнопке Клавиша. После этого на экране появляется диалоговая панель Настройка, в которой в нижнем левом углу содержится десятичный числовой код выбранного символа.

  1. Практическая работа.

Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации»

7. Решение задач.

№1. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст записан на русском языке, а второй на языке племени нагури, алфавит которого состоит из 16 символов. Чей текст несет большее количество информации?

   Решение.
I = К * а (информационный объем текста равен произведению числа символов на информационный вес одного символа).
Т.к. оба текста имеют одинаковое число символов (К), то разница зависит от информативности одного символа алфавита (а).
2а1 = 32, т.е. а1 = 5 бит,
2а2 = 16, т.е. а2 = 4 бит.
I1 = К * 5 бит, I2 = К * 4 бит.
Значит, текст, записанный на русском языке в 5/4 раза несет больше информации.

№2. Объем сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Определить мощность алфавита.

   Решение.
I = 1/512 * 1024 * 1024 * 8 = 16384 бит. - перевели в биты информационный объем сообщения.
а = I / К = 16384 /1024 =16 бит - приходится на один символ алфавита.
216 = 65536 символов - мощность использованного алфавита.
Именно такой алфавит используется в кодировке Unicode, который должен стать международным стандартом для представления символьной информации в компьютере.

 

  1. Домашнее задание

 

П. 3.1, задания к нему.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Комплект конспектов уроков по теме «Системы счисления и арифметические операции в СС»"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Комплект конспектов уроков по теме «Системы счисления и арифметические операции в СС»"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

br Кодирование информации в компьютере - в формате DOC, объемом 44 Кб (2-2-10-3a.doc) Числовая информация. Системы счисления - в формате DOC, объемом 67 Кб (2-2-10-3b.doc) Перевод чисел в позиционных системах счисления - в формате DOC, объемом 42 Кб (2-2-10-3c.doc) Арифметические операции в позиционных системах счисленияи - в формате DOC, объемом 45 Кб (2-2-10-3d.doc)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 033 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.11.2020 484
    • ZIP 52 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шмельков Владимир Юрьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шмельков Владимир Юрьевич
    Шмельков Владимир Юрьевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79818
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 490 человек из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 517 человек

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 296 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе