Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект урока «Pascal. Текстовые файлы». 11 класс

Конспект урока «Pascal. Текстовые файлы». 11 класс

Скачать материал

Конспект урока «Pascal. Текстовые файлы». 11 класс

Оборудование: компьютеры, проектор, экран.
Тип урока: Лекционно-практический урок.
Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная на компьютере.

Цели урока:

  1. Изучить файловые процедуры и функции. Способы создания текстовых файлов.
  2. Научиться решать задачи на текстовые файлы, в строках которых числа.
  3. Выявить затруднения и принять меры к устранению.

Ход урока:

Организационный момент.
На прошлых занятиях мы рассматривали типизированные файлы. Научились создавать файлы и работать с ними. Сегодня мы познакомимся с текстовыми  файлами.
Текстовые файлы состоят из строк. В строках могут быть числа, символы, вся строка может быть типа string.
Для создания текстового файла можно воспользоваться любым текстовым редактором, работающим в среде MS DOS. Язык Pascal имеет свой встроенный текстовый редактор. Все свои программы вы набираете именно в текстовом редакторе. Поэтому самый простой способ создания текстового файла  это в новом окне набрать текст и сохранить его под любым именем с расширением txt.
Для работы с данным текстом нужно связать файловую переменную.
В разделе описания переменных мы пишем: var f: text;
Служебное слово text говорит о том, что файловая переменная будет связана с текстовым файлом. Для работы с текстовыми файлами нам понадобятся дополнительные процедуры и функции. На слайде представлены процедуры, которые мы уже изучили при работе с типизированными файлами. Они необходимы и для текстовых файлов. И две процедуры, которые применимы только для текстовых файлов.

  • assign(f,’полное имя файла’)
  • reset(f)
  • read(f,n)
  • rewrite(f)
  • write(f,n)
  • close(f)
  • erase(f)
  • readln(f) (readln(f,n)  )
  • writeln(f) (writeln(f,n) )

Процедура readln(f) переводит указатель для чтения на новую строку. Процедура readln(f,n)  считывает элемент n из файла и указатель (маркер) переводит на новую строку. Аналогично, процедура writeln(f) переводит указатель для записи на новую строку. Процедура writeln(f,n) записывает элемент  n и переводит указатель для записи на новую строку.

При работе с текстовыми файлами будем использовать две логические функции.


eof(f)  (конец файла)

eoln(f)  (конец строки)

Функцию eof(f)  мы уже использовали при работе. Напомню, она принимает значение истина, если файл закончен. Функция   eoln(f)  (end of line) конец строки принимает значение истина, если строка закончилась, иначе ложь.

Сегодня рассмотрим задачи на текстовые файлы, в строках которых числа.

Задача

Дан текстовый файл, в строках числа.
Подсчитать количество четных чисел в каждой строке.

Прежде всего надо создать такой файл. В новом окне в строках наберем целые числа (количество чисел в строках может быть произвольным) и сохраним файл под именем  dan.txt.
5 4 36 2 3 4
1 3 45 68
34 5 8 7 9 26 86
var f: text;
      n, k, l: integer;
begin assign(f,’dan.txt’);
          reset(f);l:=0;
          while not eof(f) do
              begin l:=l+1; k:=0;
                        while not eoln(f) do
                              begin read(f,n);
                                        if n mod 2=0  tden k:=k+1;
                              end;
                        writeln (‘количество четных в ‘,l,’строке=’,k);
                        readln(f);
              end;
         close(f); readln;
end.
Рассмотрим аналогичные задачи.

Задачи:
Дан текстовый файл, в строках целые числа.
Найти в каждой строке:

  • Сумму положительных (отрицательных, четных, нечетных, кратных трем).
  • Среднеарифметическое.
  • Среднеарифметическое четных.
  • Максимальный (минимальный) элемент.
  • Максимальный и его номер.

 

 

Что нужно изменить в программе, чтобы выполнялась первая задача.

if n >0  tden k:=k+n;
if n <0  tden k:=k+n;
if n mod 2=0  tden k:=k+n;
if n mod 2=1  tden k:=k+n;
if n mod 3=0  tden k:=k+n;
Что нужно изменить  и добавить в программе, чтобы выполнялась вторая задача.  
var f: text;
      n, k, l: integer; s:real;
begin assign(f,’dan.txt’);
          reset(f);l:=0;
          while not eof(f) do
              begin l:=l+1; k:=0; s:=0 ;
                        while not eoln(f) do
                              begin read(f,n);s:=s+n;
                                        k:=k+1;
                              end;
                         s:=s/k;
                        writeln (‘
сред.арифв‘,l,’строке=’,s:6:2);
                        readln(f);
              end;
         close(f); readln;
end.
У доски измените программу так, чтобы выполнялась третья задача.

var f: text;
      n, k, l: integer; s:real;
begin assign(f,’dan.txt’);
          reset(f);l:=0;
          while not eof(f) do
              begin l:=l+1; k:=0; s:=0;
                        while not eoln(f) do
                              begin read(f,n);
                                        if n mod 2=0 tden begin s:=s+n;
                                                                                  k:=k+1;
                                                                       end;
                              end;
                        if k>0 tden  s:=s/k;
                        writeln (‘
сред.ариф.четных  в‘,l,’строке=’,s:6:2);
                        readln(f);
              end;
         close(f); readln;
end.
Данную программу наберите на компьютере и запустите на выполнение. Напоминаю еще раз, что нужно сначала  создать текстовый файл.

Домашнее задание. Написать программы к задачам:

Дан текстовый файл, в строках целые числа.
Найти в каждой строке:

  • Количество положительных.
  • Максимальный элемент.
  • Максимальный элемент и его номер.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока «Pascal. Текстовые файлы». 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Оборудование: компьютеры, проектор, экран.Тип урока: Лекционно-практический урок.Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная на компьютере. Цели урока: Изучить файловые процедуры и функции. Способы создания текстовых файлов. Научиться решать задачи на текстовые файлы, в строках которых числа. Выявить затруднения и принять меры к устранению. Ход урока: Организационный момент. На прошлых занятиях мы рассматривали типизированные файлы. Научились создавать файлы и работать с ними. Сегодня мы познакомимся с текстовыми файлами. Текстовые файлы состоят из строк. В строках могут быть числа, символы, вся строка может быть типа string. Для создания текстового файла можно воспользоваться любым текстовым редактором, работающим в среде MS DOS. Язык Pascal имеет свой встроенный текстовый редактор. Все свои программы вы набираете именно в текстовом редакторе. Поэтому самый простой способ создания текстового файла это в новом окне набрать текст и сохранить его под любым именем с расширением txt. Для работы с данным текстом нужно связать файловую переменную. В разделе описания переменных мы пишем: var f: text; Служебное слово text говорит о том, что файловая переменная будет связана с текстовым файлом. Для работы с текстовыми файлами нам понадобятся дополнительные процедуры и функции. На слайде представлены процедуры, которые мы уже изучили при работе с типизированными файлами. Они необходимы и для текстовых файлов. И две процедуры, которые применимы только для текстовых файлов. assign(f,’полное имя файла’) reset(f) read(f,n) rewrite(f) write(f,n) close(f) erase(f) readln(f) (readln(f,n) ) writeln(f) (writeln(f,n) ) Процедура readln(f) переводит указатель для чтения на новую строку. Процедура readln(f,n) считывает элемент n из файла и указатель (маркер) переводит на новую строку. Аналогично, процедура writeln(f) переводит указатель для записи на новую строку. Процедура writeln(f,n) записывает элемент n и переводит указатель для записи на новую строку. При работе с текстовыми файлами будем использовать две логические функции. eof(f) (конец файла) eoln(f) (конец строки) Функцию eof(f) мы уже использовали при работе. Напомню, она принимает значение истина, если файл закончен. Функция eoln(f) (end of line) конец строки принимает значение истина, если строка закончилась, иначе ложь. Сегодня рассмотрим задачи на текстовые файлы, в строках которых числа. Задача Дан текстовый файл, в строках числа. Подсчитать количество четных чисел в каждой строке. Прежде всего надо создать такой файл. В новом окне в строках наберем целые числа (количество чисел в строках может быть произвольным) и сохраним файл под именем dan.txt. 5 4 36 2 3 4 1 3 45 68 34 5 8 7 9 26 86var f: text; n, k, l: integer; begin assign(f,’dan.txt’); reset(f);l:=0; while not eof(f) do begin l:=l+1; k:=0; while not eoln(f) do begin read(f,n); if n mod 2=0 tden k:=k+1; end; writeln (‘количество четных в ‘,l,’строке=’,k); readln(f); end; close(f); readln; end. Рассмотрим аналогичные задачи. Задачи: Дан текстовый файл, в строках целые числа. Найти в каждой строке: Сумму положительных (отрицательных, четных, нечетных, кратных трем). Среднеарифметическое. Среднеарифметическое четных. Максимальный (минимальный) элемент. Максимальный и его номер. Что нужно изменить в программе, чтобы выполнялась первая задача. if n 0 tden k:=k+n; if n 0 tden k:=k+n; if n mod 2=0 tden k:=k+n; if n mod 2=1 tden k:=k+n; if n mod 3=0 tden k:=k+n; Что нужно изменить и добавить в программе, чтобы выполнялась вторая задача. var f: text; n, k, l: integer; s:real; begin assign(f,’dan.txt’); reset(f);l:=0; while not eof(f) do begin l:=l+1; k:=0; s:=0 ; while not eoln(f) do begin read(f,n);s:=s+n; k:=k+1; end; s:=s/k; writeln (‘сред.ариф. в‘,l,’строке=’,s:6:2); readln(f); end; close(f); readln; end. У доски измените программу так, чтобы выполнялась третья задача. var f: text; n, k, l: integer; s:real; begin assign(f,’dan.txt’); reset(f);l:=0; while not eof(f) do begin l:=l+1; k:=0; s:=0; while not eoln(f) do begin read(f,n); if n mod 2=0 tden begin s:=s+n; k:=k+1; end; end; if k 0 tden s:=s/k; writeln (‘сред.ариф.четных в‘,l,’строке=’,s:6:2); readln(f); end; close(f); readln; end. Данную программу наберите на компьютере и запустите на выполнение. Напоминаю еще раз, что нужно сначала создать текстовый файл. Домашнее задание. Написать программы к задачам: Дан текстовый файл, в строках целые числа. Найти в каждой строке: Количество положительных. Максимальный элемент. Максимальный элемент и его номер.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 675 754 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.09.2020 596
    • DOCX 25.9 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вершинина Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вершинина Надежда Ивановна
    Вершинина Надежда Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 136221
    • Всего материалов: 242

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 659 человек из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 012 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 501 человек из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 547 человек

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 843 человека из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 472 человека

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов