Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Информатика / Составление алгоритмов для ЛЕГО - роботов NXT 6 класс

Составление алгоритмов для ЛЕГО - роботов NXT 6 класс

Документы в архиве:

39.5 КБ Strykova_razd.doc
763.5 КБ Strykova_yrok.doc
65.27 КБ датчики_двигатели.jpg
71.07 КБ робот_2.JPG
28 КБ тест.exe

Название документа Strykova_razd.doc

Разрезать раздаточный материал и раздать ученикам

Задачи

  1. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота вперед в течение 5 секунд, поворота направо и движения вперед в течение 5 секунд.

  2. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота, по сторонам мысленного квадрата.

  3. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота до тех пор, пока на его пути не появится препятствие и остановки перед ним.

Задачи

  1. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота вперед в течение 5 секунд, поворота направо и движения вперед в течение 5 секунд.

  2. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота, по сторонам мысленного квадрата.

  3. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота до тех пор, пока на его пути не появится препятствие и остановки перед ним.

Задачи

  1. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота вперед в течение 5 секунд, поворота направо и движения вперед в течение 5 секунд.

  2. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота, по сторонам мысленного квадрата.

  3. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота до тех пор, пока на его пути не появится препятствие и остановки перед ним.

Задачи

  1. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота вперед в течение 5 секунд, поворота направо и движения вперед в течение 5 секунд.

  2. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота, по сторонам мысленного квадрата.

  3. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота до тех пор, пока на его пути не появится препятствие и остановки перед ним.

Задачи

  1. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота вперед в течение 5 секунд, поворота направо и движения вперед в течение 5 секунд.

  2. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота, по сторонам мысленного квадрата.

  3. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота до тех пор, пока на его пути не появится препятствие и остановки перед ним.

Задачи

  1. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота вперед в течение 5 секунд, поворота направо и движения вперед в течение 5 секунд.

  2. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота, по сторонам мысленного квадрата.

  3. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота до тех пор, пока на его пути не появится препятствие и остановки перед ним.

Задачи

  1. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота вперед в течение 5 секунд, поворота направо и движения вперед в течение 5 секунд.

  2. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота, по сторонам мысленного квадрата.

  3. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота до тех пор, пока на его пути не появится препятствие и остановки перед ним.

Задачи

  1. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота вперед в течение 5 секунд, поворота направо и движения вперед в течение 5 секунд.

  2. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота, по сторонам мысленного квадрата.

  3. Составьте алгоритм движения ЛЕГО - робота до тех пор, пока на его пути не появится препятствие и остановки перед ним.

Название документа Strykova_yrok.doc

Автор: Струкова Н. Н. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Тема урока: «Составление алгоритмов для ЛЕГО - роботов NXT»

Предмет: Информатика

Класс: 6

Ключевые слова: информатика, урок, типы алгоритмов, линейный алгоритм, циклический алгоритм, разветвляющийся алгоритм, алгоритмы и исполнители, ЛЕГО - робот NXT, составление простейших алгоритмов, тест алгоритмы.

Аннотация: На изучение темы «Алгоритмы и исполнители» в 6 классе отводиться 10 часов, после того как введены понятия алгоритм, линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм, исполнитель. Один-два урока (лучше, урок-пара) можно посвятить исполнителю LEGO-робот NXT.

Оборудование: мультимедийный комплекс, интерактивная доска, LEGO MINDSTORMS Education, ЛЕГО - роботы NXT, другие дидактические материалы (тест, листочки с распечатанными условиями задач) и компьютеры.

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Цели:

  • Развивать представление учащихся об алгоритмах;

  • Формировать представление о линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмах;

  • Вырабатывать навыки разработки линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов;

Задачи урока:

Формировать умение разработки линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов для исполнителя ЛЕГО - роботов NXT.

Основные понятия урока:

  • Алгоритм;

  • Линейный алгоритм;

  • Разветвляющийся алгоритм;

  • Циклический алгоритм;

  • Исполнитель;

  • Блок-схема.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся

  1. Повторение материала изученного ранее.

Повторить основные понятия можно в ходе фронтального выполнения интерактивного теста. Для выполнения теста можно использовать интерактивную доску, учащиеся по очереди выходят и вводят верный ответ. Если нет интерактивной доски, можно использовать мультимедийный проектор одному ученику предложить вводить ответы на компьютере, которые будут давать другие учащиеся. (Папка «Приложение тест», ответы на вопросы теста вводить строчными буквами).

hello_html_cf056e1.gifСодержание теста

Вопросы теста

Ответы теста

1

Как называется конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к результату

алгоритм

2

Как называется алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи

линейный

3

Как называется алгоритм, в котором в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий

разветвляющийся

4

Как называется алгоритм, в котором некоторая последовательность действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие

циклический

5

Как называется форма записи алгоритма с помощью геометрических фигур

блок-схема

6

Как называется челок, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды

исполнитель

Оценивание ответов ученика на вопросы теста

Количество ошибок

оценка

Нет ошибок

отлично

1

хорошо

2,3

удовлетворительно

4,5,6

неудовлетворительно

Определение типа алгоритма представленного блок-схемой, можно провести по рисункам. Задание можно предложить для выполнения на интерактивной доске (вписывать ответы) или большом экране через мультимедийный проектор, либо на карточке ученику с уровнем знаний – средний. После того как класс выполнит тестирование, данный ученик оглашает свой ответ, указывая каждый тип алгоритма на рисунке.

Задание на интерактивной доске (или на карточке)

Укажите, на каком рисунке изображена блок-схема линейного, разветвляющегося, циклического алгоритма.


hello_html_7c53e3c0.gif


Ответ рис.1 - _______________; рис.2 -______________________; рис.3 - ______________.

Ответ к заданию: рис.1 - разветвляющийся; рис.2 - циклический; рис.3 - линейный.

  1. Объяснение нового материала

Ученикам предлагаются вопросы.

вопросы

ответ

Ребята, кто составляет алгоритмы?

Человек

Для кого человек составляет алгоритмы?

Для исполнителя

Каких исполнителей вы знаете?

Люди, устройства, роботы



Сегодня мы с вами познакомимся с исполнителем ЛЕГО-робот NXT. Составим для него алгоритмы решения некоторых задач и удостоверимся в том, что ЛЕГО-робот NXT их решает.

Учащимся предлагается несколько моделей уже собранных роботов (в нашем случае – 7), например, по одному роботу на двух учащихся. Дальше работу можно продолжать в парах. Проводится знакомство с моделью.

У робота имеется «мозг», устройство которое обрабатывает информацию и посылает команды – это сам компьютер NXT (или микрокомпьютер).

Далее ученикам предлагаются вопросы (мотивация к обучению). Получив модель в руки (модели примерно одинаковые), обычно учащиеся на эти вопросы отвечают правильно.

вопросы

ответ

Как Вы думаете, с помощью чего робот получает информацию?

с помощью датчиков

Какие части робота приводят его в движение, выполняют различные действия?

моторы

Что используется для передачи информации, полученной датчиками к микрокомпьютеру («мозгу») и от микрокомпьютера к моторам?

провода

Пhello_html_26bba22d.gif
родемонстрировать перечисленные элементы примерной модели на рисунке (на интерактивной доске или большом экране через мультимедийный проектор).

Разные датчики фиксируют изменение разных воздействий на робота. Датчик расстояния (ультразвуковой) – изменение расстояния, звуковой датчик (микрофон) – изменение громкости звука, световой датчик – изменение освещенности, датчик касания – реагирует на прикосновение и другие (у нас в наличии только эти датчики).



hello_html_m6645bf3c.gif

Вопросы (примерные) для учащихся

ответы

Как Вы думаете, как заставить робота решить какую либо задачу, например, перемещаться вперед?

Написать для него алгоритм решения этой задачи.

На каком языке должен быть написан алгоритм для робота?

На языке понятном роботу.

Учащимся предлагается для знакомства среда LEGO MINDSTORMS (компьютерная программа), в которой можно составлять алгоритмы, выполняемые ЛЕГО - роботом.

Вдаваться глубоко в подробности данной среды на уроках в 6 классе не стоит.

Учащимся надо дать возможность удостовериться в правильности составленных алгоритмов для реального исполнителя.

Поэтому, учащимся необходимо показать, как составляются простейшие линейные, разветвляющиеся, циклические алгоритмы в этой среде. Шаги алгоритма изображаются маленькими картинками – пиктограммами.

4hello_html_m172595d9.png. Закрепление

Учащимся предлагаются задачи для решения (распечатанные на листочках).

Задачи

  1. Составьте алгоритм движения ЛЕГО-робота вперед в течение 5 секунд, поворота направо и движения вперед в течение 5 секунд.

  2. Составьте алгоритм движения ЛЕГО-робота, по сторонам мысленного квадрата.

  3. Составьте алгоритм движения ЛЕГО-робота до тех пор, пока на его пути не появится препятствие и остановки перед ним.

Решения задач.

Одновременно учитель показывает (на интерактивной доске или большом экране через мультимедийный проектор) дети выполняют на ученических компьютерах (программная среда LEGO MINDSTORMS должна быть заранее открыта).

Задача 1

вопросы

ответ

Какого типа алгоритм мы должны составить для решения задачи 1?

Линейный

(из повторения внешний вид рис3)

Почему?

Действия выполняются последовательно

Составим возможный алгоритм решения этой задачи.

Вhello_html_42d14a4a.gif
основной палитре выберем блок движение [шаг1] и поместим его на рабочей области для составления алгоритма [шаг 2], выполним настройки, соответствующие условию задачи, движение вперед (оба двигателя В и С направление вперед) в течение 5 секунд (продолжительность 5 сек) [шаг 3].

Дhello_html_7fc5b6e3.gif
алее выбираем блок движение и применяем настройки – поворот вправо (отключаем двигатель В, двигатель С совершает один оборот) [шаг 4]

Опять выбираем блок движение и применяем настройки – движение вперед (оба двигателя В и С направление вперед) в течение 5 секунд (продолжительность 5 сек) [шаг 5]

hello_html_3b319e7b.gif

hello_html_668c45cd.gif


Составленный алгоритм надо передать роботу, чтобы он его выполнил. Для передачи будем использовать USB-кабель, который подключается к ЛЕГО - роботу и персональному компьютеру и пульт управления в рабочей области [шаг 6]. Перед учащимися поставить вопрос.

вопрос

ответ

Чем будет являться USB-кабель в процессе передачи информации

Информационным каналом

Задача 2

вопросы

ответ

Опишите движение робота по мысленному квадрату

Движение прямо, поворот, движение прямо, поворот и так далее.

(из повторения внешний вид рис. 2)

Какого типа алгоритм мы должны составить для решения задачи 2?

Циклический

Почему?

Некоторые действия повторяются

Какие?

Движение вперед и поворот, например, направо

Мы знаем, как заставить робота двигаться вперед и поворачиваться вправо?

Да, это решение задачи 1 решили выше

Учащимся предлагается самостоятельно составить алгоритм решения задачи. Необходимо только показать блок, обозначающий цикл.

Ответ к задаче 2

Зhello_html_bc84a5a.gif
hello_html_71f6feeb.gifадача 3

вопросы

ответ

Какого типа алгоритм мы должны составить для решения задачи 3?

Разветвляющийся

(из повторения внешний вид рис. 1)

Почему?

В задаче есть условие, от которого зависят действия робота

От какого условия зависят действия робота?

Наличие препятствия на пути

Какое действие надо выполнять роботу, пока нет препятствия?

Двигаться вперед

Какое действие надо выполнять роботу, когда он обнаружит препятствие?

Остановиться

Как робот обнаружит препятствие?

Датчиком расстояния

Для составления алгоритма будем использовать блок – переключатель. Поместим его в рабочую область и выполним настройки [шаг 1]. Пусть робот не доезжает до препятствия 10 см. То есть, будем проверять условие «расстояние больше 10 см.

Оhello_html_515230a8.gif
твет к задаче 3

Необходимо показать учащимся обозначение ветки «да» (условие выполняется) и ветки «нет» (условие не выполняется).

Достроить алгоритм предлагается учащимся самостоятельно.

Если расстояние до препятствия больше 10 см (условие выполняется), то двигатели В и С работают без ограничений (движение прямо) [шаг 2], если расстояние до препятствия меньше 10 см (условие «расстояние до препятствия больше 10 см» не выполняется), то двигатели В и С надо остановить [шаг 3].


Зhello_html_m72b39d8c.gif
агрузить алгоритм в микрокомпьютер NXT убедиться в правильности составления алгоритма для Лего - робота.

5. Подведение итогов

Выставление оценок.

6. Домашнее задание

Придумать три задачи для ЛЕГО-робота, представить алгоритмы решения в виде блок-схем (линейный, разветвляющийся, циклический алгоритмы).

  • Информатика
Описание:

Оборудование: мультимедийный комплекс, интерактивная доска, LEGO MINDSTORMS Education, ЛЕГО - роботы NXT, другие дидактические материалы (тест, листочки с распечатанными условиями задач) и компьютеры.

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Аннотация: На изучение темы «Алгоритмы и исполнители» в 6 классе отводиться 10 часов, после того как введены понятия алгоритм, линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм, исполнитель. Один-два урока (лучше, урок-пара) можно посвятить исполнителю LEGO-робот NXT.

Основные понятия урока:

  • Алгоритм;
  • Линейный алгоритм;
  • Разветвляющийся алгоритм;
  • Циклический алгоритм;
  • Исполнитель;
  • Блок-схема.

Цели урока:

  1. Развивать представление учащихся об алгоритмах;
  2. Формировать представление о линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмах;
  3. Вырабатывать навыки разработки линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов;

Задачи урока: Формировать умение разработки линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов для исполнителя ЛЕГО - роботов NXT.

Структура урока:

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся

2. Повторение материала изученного ранее.

Повторить основные понятия можно в ходе фронтального выполнения интерактивного теста. Для выполнения теста можно использовать интерактивную доску, учащиеся по очереди выходят и вводят верный ответ. Если нет интерактивной доски, можно использовать мультимедийный проектор одному ученику предложить вводить ответы на компьютере, которые будут давать другие учащиеся. (Папка «Приложение тест», ответы на вопросы теста вводить строчными буквами).

st_1.jpg

st_2.jpg

Содержание теста

Вопросы теста Ответы теста
1 Как называется конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к результату алгоритм
2 Как называется алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи линейный
3 Как называется алгоритм, в котором в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий разветвляющийся
4 Как называется алгоритм, в котором некоторая последовательность действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие циклический
5 Как называется форма записи алгоритма с помощью геометрических фигур блок-схема
6 Как называется челок, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды исполнитель

Оценивание ответов ученика на вопросы теста

Количество ошибок оценка
Нет ошибок отлично
1 хорошо
2,3 удовлетворительно
4,5,6 неудовлетворительно

Определение типа алгоритма представленного блок-схемой, можно провести по рисункам. Задание можно предложить для выполнения на интерактивной доске (вписывать ответы) или большом экране через мультимедийный проектор, либо на карточке ученику с уровнем знаний – средний. После того как класс выполнит тестирование, данный ученик оглашает свой ответ, указывая каждый тип алгоритма на рисунке.

Задание на интерактивной доске (или на карточке)

Укажите, на каком рисунке изображена блок-схема линейного, разветвляющегося, циклического алгоритма.

st_3.jpg

Ответ рис.1 - _______________; рис.2 -______________________; рис.3 - ______________.
Ответ к заданию: рис.1 - разветвляющийся; рис.2 - циклический; рис.3 - линейный.

3. Объяснение нового материала.

Ученикам предлагаются вопросы.

вопросы ответ
Ребята, кто составляет алгоритмы? Человек
Для кого человек составляет алгоритмы? Для исполнителя
Каких исполнителей вы знаете? Люди, устройства, роботы

Сегодня мы с вами познакомимся с исполнителем ЛЕГО-робот NXT. Составим для него алгоритмы решения некоторых задач и удостоверимся в том, что ЛЕГО-робот NXT их решает.
Учащимся предлагается несколько моделей уже собранных роботов (в нашем случае – 7), например, по одному роботу на двух учащихся. Дальше работу можно продолжать в парах. Проводится знакомство с моделью.
У робота имеется «мозг», устройство которое обрабатывает информацию и посылает команды – это сам компьютер NXT (или микрокомпьютер).
Далее ученикам предлагаются вопросы (мотивация к обучению). Получив модель в руки (модели примерно одинаковые), обычно учащиеся на эти вопросы отвечают правильно.

вопросы ответ
Как Вы думаете, с помощью чего робот получает информацию? с помощью датчиков
Какие части робота приводят его в движение, выполняют различные действия? моторы
Что используется для передачи информации, полученной датчиками к микрокомпьютеру («мозгу») и от микрокомпьютера к моторам? провода

Продемонстрировать перечисленные элементы примерной модели на рисунке (на интерактивной доске или большом экране через мультимедийный проектор).

st_4.jpg

Разные датчики фиксируют изменение разных воздействий на робота. Датчик расстояния (ультразвуковой) – изменение расстояния, звуковой датчик (микрофон) – изменение громкости звука, световой датчик – изменение освещенности, датчик касания – реагирует на прикосновение и другие (у нас в наличии только эти датчики).

st_5.jpg

Вопросы (примерные) для учащихся ответы
Как Вы думаете, как заставить робота решить какую либо задачу, например, перемещаться вперед? Написать для него алгоритм решения этой задачи.
На каком языке должен быть написан алгоритм для робота? На языке понятном роботу.

Учащимся предлагается для знакомства среда LEGO MINDSTORMS (компьютерная программа), в которой можно составлять алгоритмы, выполняемые ЛЕГО - роботом.
Вдаваться глубоко в подробности данной среды на уроках в 6 классе не стоит.
Учащимся надо дать возможность удостовериться в правильности составленных алгоритмов для реального исполнителя.
Поэтому, учащимся необходимо показать, как составляются простейшие линейные, разветвляющиеся, циклические алгоритмы в этой среде. Шаги алгоритма изображаются маленькими картинками – пиктограммами.

st_6.jpg

4. Закрепление.

Учащимся предлагаются задачи для решения (распечатанные на листочках).

Задачи Составьте алгоритм движения ЛЕГО-робота вперед в течение 5 секунд, поворота направо и движения вперед в течение 5 секунд. Составьте алгоритм движения ЛЕГО-робота, по сторонам мысленного квадрата. Составьте алгоритм движения ЛЕГО-робота до тех пор, пока на его пути не появится препятствие и остановки перед ним.

Решения задач.

Одновременно учитель показывает (на интерактивной доске или большом экране через мультимедийный проектор) дети выполняют на ученических компьютерах (программная среда LEGO MINDSTORMS должна быть заранее открыта).
Задача 1

вопросы ответ
Какого типа алгоритм мы должны составить для решения задачи 1? Линейный (из повторения внешний вид рис.3)
Почему? Действия выполняются последовательно

Составим возможный алгоритм решения этой задачи.
В основной палитре выберем блок движение [шаг1] и поместим его на рабочей области для составления алгоритма [шаг 2], выполним настройки, соответствующие условию задачи, движение вперед (оба двигателя В и С направление вперед) в течение 5 секунд (продолжительность 5 сек) [шаг 3].

st_7.jpg

st_8.jpg

Далее выбираем блок движение и применяем настройки – поворот вправо (отключаем двигатель В, двигатель С совершает один оборот) [шаг 4]

st_9.jpg

Опять выбираем блок движение и применяем настройки – движение вперед (оба двигателя В и С направление вперед) в течение 5 секунд (продолжительность 5 сек) [шаг 5]

st_10.jpg

st_11.jpg

Составленный алгоритм надо передать роботу, чтобы он его выполнил. Для передачи будем использовать USB-кабель, который подключается к ЛЕГО - роботу и персональному компьютеру и пульт управления в рабочей области [шаг 6]. Перед учащимися поставить вопрос.

Вопрос: Чем будет являться USB-кабель в процессе передачи информации?
Ответ: Информационным каналом

Задача 2

вопросы ответ
Опишите движение робота по мысленному квадрату Движение прямо, поворот, движение прямо, поворот и так далее. (из повторения внешний вид рис.2)
Какого типа алгоритм мы должны составить для решения задачи 2? Циклический
Почему? Некоторые действия повторяются
Какие? Движение вперед и поворот, например, направо
Мы знаем, как заставить робота двигаться вперед и поворачиваться вправо? Да, это решение задачи 1 решили выше

Учащимся предлагается самостоятельно составить алгоритм решения задачи. Необходимо только показать блок, обозначающий цикл.

Ответ к задаче 2

st_12.jpg

st_13.jpg

st_14.jpg

Задача 3

вопросы ответ
Какого типа алгоритм мы должны составить для решения задачи 3? Разветвляющийся (из повторения внешний вид рис. 1)
Почему? В задаче есть условие, от которого зависят действия робота
От какого условия зависят действия робота? Наличие препятствия на пути
Какое действие надо выполнять роботу, пока нет препятствия? Двигаться вперед
Какое действие надо выполнять роботу, когда он обнаружит препятствие? Остановиться
Как робот обнаружит препятствие? Датчиком расстояния

Для составления алгоритма будем использовать блок – переключатель. Поместим его в рабочую область и выполним настройки [шаг 1]. Пусть робот не доезжает до препятствия 10 см. То есть, будем проверять условие «расстояние больше 10 см.

Ответ к задаче 3

st_15.jpg

st_16.jpg

Необходимо показать учащимся обозначение ветки «да» (условие выполняется) и ветки «нет» (условие не выполняется).
Достроить алгоритм предлагается учащимся самостоятельно.
Если расстояние до препятствия больше 10 см (условие выполняется), то двигатели В и С работают без ограничений (движение прямо) [шаг 2], если расстояние до препятствия меньше 10 см (условие «расстояние до препятствия больше 10 см» не выполняется), то двигатели В и С надо остановить [шаг 3].

st_17.jpg

st_18.jpg

Загрузить алгоритм в микрокомпьютер NXT убедиться в правильности составления алгоритма для Лего - робота.

5. Подведение итогов

Выставление оценок.

6. Домашнее задание

Придумать три задачи для ЛЕГО-робота, представить алгоритмы решения в виде блок-схем (линейный, разветвляющийся, циклический алгоритмы).







19.01.2013


save.pngПриложения: Архив материалов к уроку объемом 777 Kb (2-2-9-25.zip)

  1. Конспект урока в формате .DOC
  2. Раздаточный материал в формате .DOC
  3. Тест в формате .exe
Скачать материал
Автор Струкова Наталья Николаевна
Дата добавления 18.01.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 10247
Номер материала 652
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы