Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Информатика / Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании» 7-9 класс

Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании» 7-9 класс

  • Информатика
Описание:
) отец
б) мать

3. Кому бы ты доверил в семье свои тайны?
а) отцу
б) матери

4. Ты хочешь принять какое-то важное для себя решение. С кем ты, прежде всего, посоветуешься?
а) с отцом
б) с матерью

5. Охарактеризуй, пожалуйста, свои отношения с отцом:
а) очень хорошие;
б) хорошие;
в) когда как;
г) плохие;
д) очень плохие.

6. Есть ли у тебя общее увлечение, хобби (рыбалка, игра в шахматы, шашки, рисование, слушать музыку и т.д.) с:
а) с отцом
б) матерью
в) нет ни с кем общего увлечения.

7. (для мальчиков) Хотел бы ты быть похожим в своей жизни на отца?
а) да
б) не совсем
в) нет

(для девочек)   Хотела бы ты, чтобы твой друг (будущий муж) обладал такими же качествами, как и твой отец?
а) да
б) не совсем
в) нет

8. Кто больше влияет на выбор твоей профессии?
а) отец
б) мать

9. Часто ли проводите свободное время с родителями?
а) часто
б) редко
в) насколько помню, вообще не проводим вместе.

10. Если свободное время проводите с родителями редко или вообще не проводите, в чём причина?
а) мне с ними не интересно
б) родители не хотят
в) родители постоянно заняты
г) что-то ещё (указать).

11. Чему учит вас отец?

12. Чему бы вы сами хотели научиться у своего отца.

Ход собрания:

1. Вступительное слово классного руководителя:

Уметь жить вместе с детьми, уметь разделять их радость и развлечения, делить с ними труды и заботы - это искусство, и им должны владеть взрослые. Семья - это не только общая крыша, общие хозяйственные заботы, но и общий досуг, общие духовные потребности, общие цели.
Ребятам нашего класса было предложено 13 понятий: друзья, профессия, слава, семья, богатство, здоровье, общение, Родина, деньги, квартира, любовь, талант, способности. Их надо было расставить по степени значимости.  Результаты показали, что на первом месте по степени значимости семья находится у 63% учащихся, на втором – для 27  %, на третьем – для 10 %. Эти цифры говорят о том, что значимость семьи в воспитании детей осознаётся не только нами, учителями и вами, родителями, но и самими детьми.
Сейчас всё чаще и чаще говорят о роли отца в воспитании.
В одном из номеров журнала «Семья и школа» есть статья «Зачем нужен папа?». Там приводятся такие строчки: «Мама, я знаю, зачем ты нужна, - сказала одна маленькая девочка, - ты меня кормишь и одеваешь. А учитель нужен для того, чтобы учить детей в школе. А врач тоже нужен: он смотрит горлышко и выписывает лекарство. А бабушка нужна, чтобы со мной гулять. Я только не знаю, зачем нужен папа».
Как ответь на этот вопрос? Какую роль должен играть отец в семье? Заниматься лишь материальным обеспечением семьи, быть добытчиком?
Ведь ни для кого не секрет, что работающая мать при всём желании и старании не может уделить достаточного внимания детям, к тому же воспитание в наше время весьма усложнилось. Поэтому первейший долг и обязанность отца - оказывать ей всемерную помощь в воспитании. И скорее, не просто помощь, а то, что воспитание должно стать главной заботой и семейной обязанностью отца. Если мать испокон веков вносила в воспитание душевную мягкость, нежность, являлась носителем добрых дел, сострадания, внимания и заботы, то отец приносит в воспитание дух мужской твёрдости, требовательности, строгости, чёткой организованности. Тем самым создаётся гармония в воспитании. Существуют же вечные понятия: мать-хранительница очага, отец-защитник этого очага, иначе: муж – это дом, надежный и крепкий, а жена – все, что внутри дома: уют, красота, мягкий психологический климат. Муж – голова, жена – сердце единого семейного организма.
Недавно мы проводили анкетирование среди учащихся, чтобы выявить роль отца в воспитании своих детей.
Однако, к великому сожалению, и по результатам анкет, из наблюдений, из бесед с детьми и с вами, родителями, (в большей степени, конечно с мамами), а также многие исследователи указывают на то, что воспитательные функции в большей степени выполняет мать. Отцы самоустранились от воспитания детей.
А какое это воздействие оказывает на детей? Если с ранних лет дети видят, что вся инициатива в руках женщины (в детском саду, дома, в школе), это формирует определённое представление о роли женщины в семье и в обществе. У мальчиков формируется образ женщины самостоятельной, решительной, энергичной, которая ходит на родительские собрания, достаёт путёвки в лагерь, ругает за двойки, вообще, делает всё, за всё в ответе, что в конечном счёте формирует мужчину явно не самостоятельного, нуждающегося в вечном перевоспитании. Даже, когда просим детей пригласить своих пап на родительское собрание, они кричат, что мол, «мой папа всё - равно не придёт».
В наш век, когда в детских садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо также, как и женское.
Отец - это тот, кто в последствии своему ребёнку передаёт не только отчество, но и Отечество - богатый духовный мир Родины.
Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен, чтобы помогать своим детям. Отцовские обязанности не менее важны и ответственны, чем его трудовая активность и служебная репутация.
На вопрос « Кто помогает тебе в учёбе?» 23% ответили отец, 46%- мать. Кому бы ты доверил в семье свои тайны». 11% - отцу, 57% -матери. «Ты хочешь принять какое – то важное для себя решение. С кем ты прежде всего посоветуешься?» 17% - с отцом, 64% - с матерью.
Выходит, что самый близкий человек в семье для ребёнка - это мать. Действительно. Природой, биологически мать более близка к ребёнку.
Но отцы и сами бывают виноваты в духовной отдалённости детей.
На вопрос об общих увлечениях, многие ответили, что оно есть с мамой (26%)  С отцом - 26 %, ни с кем 33%.
Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и т.д. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, сила, мужская надёжность, энергия, чувство долга перед семьёй, рыцарское отношение к женщинам. Формирование некоторых из этих черт у мальчиков без влияния отцов почти невозможно. «Из гнезда коршуна редко вылетает сокол», - гласит народная мудрость.
Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает естественным так относиться и к своей избраннице.
-Не слушай мать, сынок: всё это глупости, что она тебе внушает, замечает отец мимолётом.
Ясно, что такое отношение к женщине впоследствии передаётся сыну.
Поэтому отцовское слово, много значащее в воспитании сына, должно быть обдуманным и веским.
Вот, например, хотят ли ваши дети (мальчики) быть похожими на своих отцов: да - 18%, не совсем - 15%, нет - 26 %.
А девочки, в свою очередь, не очень-то хотят, чтобы их будущий муж обладал такими же качествами, как отец. Да -16%, не совсем 18%, нет -11%.
Поэтому, нужно задуматься о своём моральном облике в семье, дома.
К сожалению, ещё бытует мнение, что тот не мужчина, кто не курит, не пьёт и не выражается. Сквернословие таких отцов воспринимается подростками как эталон мужественности. Надо развенчать перед сыном такой примитивный взгляд на мужественность.

  • Дети ругаются с первого класса.
  • Наблюдается такая картина: дети играют в «семью». Мальчики обнявшись изображают пьяных мужиков. Откуда это?
  • Дети ругаются в стенах школы.
  • Бывают случаи, когда отцы хвастаются своими дочерьми: - Моя Людка кого хочет обругает, пощёчину влепит.

И отец даже не догадывается, откуда это у ней? А всё здесь очень просто объясняется: дочь повторяет поведение отца.
Поведение отца - это пример не только в воспитании сына, но и в формировании личности дочери.
Девочки также нуждаются в отцовском влиянии. Девочки требуют особо тонкого и нежного обращения отца. Отец должен следить, чтобы в семье девочка не росла избалованной и кокеткой, а готовилась к роли труженицы и матери.
Трудовое воспитание - сердцевина воспитания, нравственного формирования нашей смены. Оберегая дитя от посильного труда, семья оказывает плохую услугу и ему, и обществу. Вырастить наших детей тружениками - священный долг отцов и незыблемый закон нашей жизни.
Казалось бы в современной квартире условий для трудового воспитания мало. Но ведь у родителей, особенно у мамы, домашней работы всегда достаточно.
Ну, конечно же, нужно отметить, что ваши дети ходят в сарай, ухаживают за домашними животными, работают в огороде и т.д. Но всё это они делают, так как знают, что продуктами домашнего хозяйства они будут питаться. А почему же в школе они не желают трудиться?
А во дворе? Сколько можно найти дел по благоустройству двора, детской площадки, по озеленению и уходу за цветами.
Посмотрите вокруг своих домов: заборы сломаны, мусор. Когда родители говорят в присутствии своих детей, что это не наша забота - детям это передаётся. Они думают так же, как и вы!
Отцы должны показать пример, работать совместно с детьми, обучая их.
Об отце семейства принято говорить «глава семьи». Есть что-то прочное, надёжное и вместе с тем глубоко почитательное в этом определении.
«Глава» - значит ведущий, самый опытный и самый сильный. Кстати сказать, что под понятием «сильный» женщины имеют в виду главным образом не физическую категорию, а скорее нравственную - силу духа, способность противостоять трудностям, заслонить собой женщину от возможных ударов судьбы.
Семья, у которой есть такой «глава», обычно счастливая. В ней всё на своих местах, ибо мужчина, сознающий свою привилегию сильного и свой нравственный долг, берёт на себя более тяжкие и ответственные заботы, возглавляя на плечи женщины лишь посильное ей и более свойственное.
На вопрос « Кто является «главой» вашей семьи?» ответили: 63% отец, 41% -мать. Конечно такие результаты радуют нас.
Но, положа руку на сердце, признаемся: далеко не все отцы берут на себя миссию ведущего. Об этом свидетельствуют такие результаты анкеты: На вопрос «Часто ли проводите свободное время с родителями?» 36% - часто, 50% редко, 4% - вообще не проводим. Причина, по которой редко проводите с ними свободное время, дети указали, что вы уважаемые родители, постоянно заняты 23%, им с вами не интересно - 9%, родители не хотят проводить время с детьми 14%.
Поэтому наши дети уходят на улицу. Что они там делают? Многие приходят домой, когда родители уже спят. Чем они занимаются до 12 часов ночи?
К чему же мы идём? К деградации общества? Есть ли у  наших детей светлое будущее?
Семья и школа – два главных центра влияния на ребенка. Первый свой жизненный опыт ребенок получает в семье. Симон Соловейчик сказал: «Школа учит воспитанных в семье детей». Только совместными усилиями, вместе  с вами, родителями мы можем решить проблемы наших детей.  

2. Вопросы родителям для дискуссии:

  • Как сохранить свой авторитет в глазах сына, дочери, которые часто обгоняют своих родителей по уровню образования и информированности? (подписка на журналы, газеты; просмотр информационных телепередач; помощь в учебе и т.д.)
  • Вы интересуетесь учебными успехами ребенка. Как вы об этом спросите? (Надо «Что ты сегодня узнал нового?» вместо «Какую сегодня получил оценку»)
  • Какое участие должен принимать ребенок в домашнем хозяйстве семьи? И как обстоят дела на самом деле?
  • Как приучить ребенка к труду в нынешних современных  условиях?
  • Влияете ли вы на вашего сына (дочь) в выборе будущей профессии? Если да, то что вы для этого делаете?
  • Давать ли детям деньги на «карманные расходы»?
  • Как приохотить ребенка к чтению при наличии телевизора, кино, компьютера и других конкурирующих с книгой средств культуры?

3. Чтение родителям сказки и обсуждение её смысла.

Мудрый отец.
Русская сказка

Так ли оно было, не знаю, а как слышал, так и рассказываю. Жил один крестьянин. У него был сын. Когда парень подрос и начал помогать по хозяйству, отец и говорит:
- Гляжу на тебя и вижу, за все дела ты хорошо принимаешься. Время идет, молодое растет, старое старится. Скоро возмужаешь да женишься  и сам станешь на хозяйство Вот и запомни мои слова:
Живи так, чтобы в каждой деревне был у тебя свой дом.
И пусть у тебя каждый день будут новые сапоги.
И живи так, чтобы люди тебе кланялись. Тогда будешь справным хозяином. Удивился сын таким речам и спрашивает:
- Чего-то не пойму тебя: разве могу поставить в каждой деревне я дом? И как можно справиться покупать на каждый день новые сапоги? Да и как мне жить, чтобы люди мне кланялись? Улыбнулся отец и вымолвил:
- Не тужи, сынок. Мой совет легко исполнить. Захочешь в каждой деревне быть как дома, заведи в каждой деревне верного, надежного друга, и будет у тебя там свой дом. А чтобы каждый день были у тебя новые сапоги, надо с вечера хорошо вымыть и почистить свои сапоги, никогда этого не забывай, вот и будут они на другой день как новые. Ну, а чтобы люди тебе первому кланялись, вставай раньше всех, выходи на работу первым, тогда все, кто позже тебя выйдет, поздороваются    с тобой, поклонятся тебе.      
Как видишь, в моем наказе нет ничего трудного.
И вот когда пришла пора и сын сам встал вести хозяйство, он внял советам отца и жил хорошо.

Вопросы и задании к сказке:

  • Какое из трех наставлений старика кажется вам самым важным, и почему?
  • Какие наставления вы дали бы сыну на месте старика?
  • Какие из этих наставлений вы выполняете сами в своей жизни?

(Высказывания родителей)

4. Заключительное слово:

Обращаюсь к эпиграфу нашей беседы – словам Л.Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив дома». Каков их смысл? (Высказывания родителей)
Смысл их широкий: великий писатель имел в виду то счастье, которое творят в семье, прежде всего, взрослые, тем самым помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Семейное счастье, благополучие семьи рождаются благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны любовью, общими интересами и делами.   

Использованная литература:

  • И. А. Давлиев Я и моя семья –Казань: Татарское книжное издательство, 1984
  • Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Из опыта работы Азнакаевского муниципального района.-Казань:РИЦ «Школа», 2007
  • А. Лопатина, М. Скребцова Беседы и сказки о семье для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе-М.: Амрита-Русь, 2007


26.06.2013
Скачать материал
Автор Ожмекова Юлия Геннадьевна
Дата добавления 25.06.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5324
Номер материала 1458
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы