Муниципальное образовательное
учреждение «Таврическая средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных
предметов»
Таврического муниципального района
Омской области
«Рассмотрено»
|
«Согласовано»
|
«Утверждаю»:
|
Руководитель ШМО
|
Заместитель директора по УВР
|
Директор
МОУ «Таврическая СОШ № 1»
|
_________/Ю.Я. Новокшенова/
|
МОУ «Таврическая СОШ № 1»
|
___________ /Е.А.Головко/
|
Протокол №__ от «28» августа
2014 г
|
___________ /Т.В. Боль/ (5-9)
|
Приказ № __ от «30» августа 2014 г.
|
|
|
|
|
|
|
Рабочая
программа
по
алгебре, 7 класс
Учитель: Ковалькова
М.Г., первая квалификационная категория
2014-2015
учебный год
Пояснительная
записка
Структура
программы
Программа включает четыре раздела:
1. Пояснительная
записка,
в которой конкретизируются общие цели основного общего образования по алгебре,
даётся характеристика учебного курса, его место в учебном плане, приводятся
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса,
планируемые результаты изучения учебного курса.
2.
Содержание
курса алгебры 7 класса.
3. Примерное
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся.
4.
Рекомендации
по организации и оснащению учебного процесса.
5.
Распределение
материала по темам.
6.
Примерное
тематическое планирование.
7.
Система
оценивания
8.
Перечень
контрольных работ.
Общая
характеристика программы
Программа
по математике составлена на основе программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г.
Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2012. – 112
с.
Данная
программа ориентирована на учебно-методический комплект «Алгебра. 7 класс» авторов
А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира. Программа рассчитана на 3 часов в
неделю, всего 102 часов (34 недели) и соответствует
федеральному государственному образовательному стандарту основного общего
образования.
Программа
по алгебре составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего
образования, требований к результатам освоения образовательной программы
основного общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, с учётом
преемственности с примерными программами для начального общего образования по
математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы
развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего
образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской
идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию
ключевой компетенции — умения учиться.
Курс
алгебры 7-9 классов является базовым для математического образования и развития
школьников. Алгебраические знания и умения необходимы для изучения геометрии в
7-9 классах, алгебры и математического анализа в 10-11 классах, а также
изучения смежных дисциплин.
Практическая
значимость школьного курса алгебры 7 - 9 классов состоит в том, что предметом
его изучения являются количественные отношения и процессы реального мира,
описанные математическими моделями. В современном обществе математическая
подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех
сферах человеческой деятельности.
Одной
из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего
формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется
логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как
сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном
информационном обществе важным фактором является формирование математического
стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и
конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование
и аналогию.
Обучение
алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность,
критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои
взгляды и убеждения.
В
процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и
исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических
записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у
учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство
с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся представления об
алгебре как части общечеловеческой культуры.
Значительное
внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации,
раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе
теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения
теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение
главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо
акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование
сущности математических методов и области их применения, демонстрация
возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач
прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных
расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в
различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного
является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные
пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода,
предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого
типа.
Общая
характеристика курса алгебры в 7 классе:
Содержание курса алгебры в 7 классе представлено в виде
следующих содержательных разделов: «Алгебра» и «Функции».
Содержание
раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения
математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач.
Изучение материала способствует формированию у учащихся математического
аппарата решения уравнений и их систем, текстовых задач с помощью уравнений и
систем уравнений.
Материал
данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся
умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию
алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития
человека.
Содержание
раздела «Числовые множества» нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у
них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением
действительных чисел.
Цель
содержания раздела
«Функции» — получение школьниками конкретных знаний о функции как
важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений
окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и
творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса алгебры:
Изучение
алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1)
воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2)
ответственное
отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3)
осознанный
выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом
труде;
4) умение контролировать процесс
и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива,
находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации;
4) умение устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области
использования ин- формационно-коммуникационных технологий;
6) первоначальные представления об идеях
и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве
моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть математическую задачу в
контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных
источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и
представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или
избыточной, точной или вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические
средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
10)
умение
выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
11)
понимание
сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1)
осознание
значения математики для повседневной жизни человека;
2)
представление
о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её
развития, о её значимости для развития цивилизации;
3)
развитие
умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением
математической терминологии и символики, проводить классификации, логические
обоснования;
4)
владение
базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5)
систематические
знания о функциях и их свойствах;
6)
практически
значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических
и нематематических задач предполагающее умения:
•
выполнять
вычисления с действительными числами;
•
решать
уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
•
решать
текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения
уравнений, систем уравнений и неравенств;
•
использовать
алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания
соответствующих математических моделей;
•
проверить
практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями,
вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
•
выполнять
тождественные преобразования рациональных выражений;
•
выполнять
операции над множествами;
•
исследовать
функции и строить их графики;
•
читать и использовать
информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
•
решать
простейшие комбинаторные задачи.
Место
курса алгебры в учебном плане
Базисный
учебный (образовательный) план на изучение алгебры в 7 классе основной школы отводит
3 учебных часа в неделю в течение года обучения 34 недели, всего 102 часа.
Планируемые
результаты обучения алгебре в 7 классе
Алгебраические
выражения
Учащийся научится:
• оперировать понятиями
«тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие
буквенные данные, работать с формулами;
• выполнять преобразование
выражений, содержащих степени с натуральными показателями;
• выполнять тождественные
преобразования рациональных выражений на основе правил действий над
многочленами;
• выполнять разложение
многочленов на множители.
Учащийся получит возможность:
• выполнять многошаговые
преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и
приёмов;
• применять тождественные
преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Учащийся научится:
• решать линейные уравнения с
одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
• понимать уравнение как
важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных
ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• применять графические
представления для исследования уравнений, исследования и решения систем
уравнений с двумя переменными.
Учащийся получит возможность:
• овладеть специальными
приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат
уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов,
практики;
• применять графические
представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих
буквенные коэффициенты.
Функции
Учащийся
научится:
• понимать
и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические
обозначения);
• строить графики линейной
функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их
графиков;
• понимать функцию как
важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего
мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей
между физическими величинами;
Учащийся получит возможность:
• проводить исследования,
связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
н основе графиков изученных функций строить боле сложные графики
(кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
• использовать функциональные
представления и свойства функций для решения математических задач из раз личных
разделов курса.
Содержание
курса алгебры 7 класса
Алгебраические
выражения
Выражение с переменными.
Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождества.
Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.
Степень с натуральным
показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень
одночлена Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена.
Сложение, вычитание и умножение многочленов Формулы сокращённого умножения:
квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности суммы
двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя
за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумм и
разность кубов двух выражений.
Уравнения
Уравнение
с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства
уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной
ситуации.
Линейное
уравнение. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к
линейным. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.
Уравнение
с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с
двумя переменными и его график.
Системы
уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с
двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения.
Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Функции
Числовые функции
Функциональные
зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая
модель реального процесса. Область определения и область значения функции.
Способы задания функции. График функции.
Линейная
функция, ее свойства и графики.
Распределение
материала по темам:
В
связи с тем, что программа рассчитана на 35 недель, а по факту в нашей школе 34
учебные недели программа сокращена на 3 урока.
№ главы
|
ТЕМА
|
Кол-во часов по программе
|
Кол-во часов по факту
|
I.
|
Линейное уравнение с одной
переменной.
|
15
|
15
|
II.
|
Целые выражения.
|
53
|
53
|
III.
|
Функции.
|
12
|
12
|
IV.
|
Системы линейных уравнений с
двумя переменными.
|
18
|
18
|
|
Повторение
и систематизация учебного материала.
|
8
|
5
|
|
Всего:
|
105
|
102
|
Система оценки
планируемых результатов
Для оценки планируемых
результатов данной программой предусмотрено использование:
- вопросов и
заданий для самостоятельной подготовки;
- заданий
для подготовки к итоговой аттестации;
-
тестовых задания для самоконтроля;
Виды контроля и
результатов обучения
1.
Текущий контроль
2. Тематический
контроль
3.
Итоговый контроль
Методы и формы
организации контроля
1.
Устный опрос.
2. Монологическая
форма устного ответа.
3. Письменный
опрос:
a.
Математический диктант;
b.
Самостоятельная работа;
c.
Контрольная работа.
Особенности
контроля и оценки по математике.
Текущий контроль
осуществляется как в письменной, так и в устной форме при выполнении заданий в
тетради.
Письменные работы
можно проводить в виде тестовых или самостоятельных работ на бумаге Время
работы в зависимости от сложности работы 5-10 или 15-20 минут урока. При этом
возможно введение оценки «за общее впечатление от письменной работы»
(аккуратность, эстетика, чистота, и т.д. ). Эта отметка дополнительная и в
журнал выносится по желанию ребенка.
Итоговый контроль
проводится в форме контрольных работ практического типа. В этих работах с
начала отдельно оценивается выполнение каждого задания, а затем вводится
итоговая отметка. При этом итоговая отметка является не средним баллом, а
определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются
основными.
Оценка
ответов учащихся
Оценка
– это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в
соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
1.
Устный ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
– полно раскрыл содержание материала в
объеме, предусмотренном программой и учебником;
– изложил материал грамотным языком в
определенной логической последовательности, точно используя специальную
терминологию и символику;
– правильно выполнил рисунки, чертежи,
графики, сопутствующие ответу;
– показал умение иллюстрировать
теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации
при выполнении практического задания;
– продемонстрировал усвоение ранее
изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых
при ответе умений и навыков;
– отвечал самостоятельно без наводящих
вопросов учителя;
– возможны одна-две неточности при
освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые
ученик легко исправил по замечанию учителя.
2.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном
требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
– в изложении допущены небольшие пробелы,
не исказившие содержание ответа;
– допущены один-два недочета при освещении
основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
– допущены ошибка или более двух недочетов
при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко
исправленных по замечанию учителя.
3.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
– неполно или непоследовательно раскрыто
содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
– имелись затруднения или допущены ошибки
в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах,
выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
– учащийся не справился с применением
теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил
задания обязательного уровня сложности по данной теме;
– при знании теоретического материала
выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка контрольных и самостоятельных
письменных работ.
Оценка "5" ставится, если
ученик:
·
выполнил
работу без ошибок и недочетов в требуемом на «отлично» объеме;
·
допустил
не более одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;
Оценка "4" ставится, если ученик
выполнил работу полностью, но допустил в ней:
·
не
более одной негрубой ошибки и одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;
·
или
не более трех недочетов в требуемом на «отлично» объеме.
Оценка "3" ставится, если ученик
правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
·
не
более двух грубых ошибок в требуемом на «отлично» объеме;
·
или
не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
·
или
не более двух-трех негрубых ошибок;
·
или
одной негрубой ошибки и трех недочетов;
·
или
при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Критерии выставления оценок за проверочные
тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест
·
Время
выполнения работы: на усмотрение учителя.
·
Оценка
«5» - 100 – 90% правильных ответов, «4» - 70-90%, «3» - 50-70%, «2» - менее 50%
правильных ответов.
В рабочей программе предусмотрено 8
контрольных работ:
Контрольная работа
№ 1 «Линейные уравнения с одной переменной».
Контрольная работа
№ 2 «Сложение и вычитание многочленов».
Контрольная работа
№ 3 «Умножение одночленов и многочленов».
Контрольная работа
№ 4 «Формулы сокращенного умножения».
Контрольная работа
№ 5 «Применение формул сокращенного умножения».
Контрольная работа
№ 6 «Функции.»
Контрольная работа
№ 7 «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными».
Итоговая контрольная работа №8.
Рекомендации
по оснащению учебного процесса
Оснащение
процесса обучения алгебре обеспечивается библиотечным фондом печатными
пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми
приборами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и
учебно-лабораторным оборудованием.
Библиотечный
фонд
Нормативные документы:
1.
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2.
Примерные
программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго
поколения.) — М.: Просвещение, 2010.
3.
Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: система заданий / А.Г.
Асмолов, О.А. Карабанова. — М.: Просвещение, 2010.
Учебно-методический комплект:
1. Алгебра: 7 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.
Якир. — М.: Вентана-Граф, 2012.
2.
Алгебра:
7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.:
Вентана-Граф, 2013.
3. Алгебра: 7 класс:
методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.
Справочные пособия,
научно-популярная и историческая литература
1. Агаханов Н.Х.,
Подлипский O.K. Математика: районные олимпиады: 6-11
классы. — М.: Просвещение, 1990.
2. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика:
5-11 классы. — Волгоград: Учитель, 2008.
3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по
математике. — М.: ИЛЕКСА, 2007.
4. Перли С.С.,
Перли Б.С.
Страницы русской истории на уроках математики. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
5. Пичугин Л.Ф. За страницами учебника
алгебры. — М.: Просвещение, 2010. ^
6. Пойа Дж. Как решать задачу? — М.: Просвещение, 1975,-
7. Произволов
В.В.
Задачи на вырост. — М.: МИРОС, 1995,
8. Фарков А.В. Математические олимпиады в
школе : 5- 11 классы. — М. : Айрис-Пресс, 2005.
9. Энциклопедия для детей. Т. 11:
Математика. — М.: Аванта-+, 2003.
10. http://www.kvant.info/ Научно-популярный
физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».
Печатные
пособия
1. Таблицы по алгебре для 7-9 классов.
2. Портреты выдающихся деятелей в
области математики.
Информационные
средства
1. Коллекция медиаресурсов, электронные
базы данных.
2. Интернет.
Экранно-звуковые
пособия
Видеофильмы об истории
развития математики, математических идей и методов.
Технические
средства обучения
1. Компьютер.
2. Мультимедиапроектор.
3. Экран навесной.
4. Интерактивная доска.
Учебно-практическое
и учебно-лабораторное оборудование
1. Доска магнитная.
2. Комплект чертёжных инструментов
(классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник
(45°, 45°), циркуль.
3. Наборы для моделирования (цветная
бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.