Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
ЭТАПЫ УРОКА
Этап урока | Цель | Средства использования ИКТ | Время |
Организационный этап урока | |||
Организационный | Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности. |
| 3 мин |
Основной этап урока | |||
Проверка знаний | Повторение темы «НГМД» | Интерактивные задания | 7-10 мин |
Актуализация и мотивация знаний | Вхождение в новую тему. Формулирование темы и постановка целей и задач урока | Демонстрационная презентация, слайды №1-3 | 3 мин |
Объяснение нового материала | Реализация знаний, умений и навыков. | Демонстрационная презентация, слайд №4-12, видеофрагмент | 25 мин |
Решение задач | Формирование навыков работы с единицами измерения информации | Демонстрационная презентация. Слайд №13-15 | 12-15 минут |
Закрепление материала | Закрепление пройденного материала |
| 5-7 мин |
Заключительный этап урока | |||
Подведение итогов урока | Оценивание работы группы, объясняет домашнее задание | Демонстрационная презентация слайд №16 | 5-7 мин |
ХОД УРОКА
Деятельность преподавателя, содержание урока | Деятельность ученика |
Организационный этап (3 минуты) | |
Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности к уроку, отметка присутствующих | Организация рабочего места учащихся, организация общего внимания |
Проверка знаний (7-10 минут) | |
Мы начали с вами изучать раздел «Память компьютера».
Расскажите о магнитных носителях информации
| Отвечают на вопросы:
|
Интерактивные задания:
| Выходят по одному к доске и выполняют задания, аудитория оценивает работу |
Актуализация и мотивация знаний (3 минуты) | |
Накопители на гибких магнитных дисках, которые мы изучили, обладают сравнительно небольшим объемом. И используется в первую очередь для переноса информации с одного компьютера на другой.
Что такое жесткий магнитный диск? Запишем определение (слайд №3) | Слушают, отвечают на вопросы преподавателя
Жесткий диск, винчестер
Записывают тему урока в тетрадях
HD – устройство памяти Записывают определение в тетрадь |
Основной этап урока | |
Объяснение нового материала (25 минут) | |
Сейчас я вам расскажу об истории создания жесткого магнитного диска. Ваша задача: послушать мой рассказ и ответить на следующие вопросы (слайд №4):
В 1955 году. Первые компьютеры вообще не имели устройств постоянной памяти. Все программы и данные, необходимые для вычислений, вводились в машину (например, с помощью картонных перфокарт) «на раз» и исчезали из памяти ЭВМ, как только ее выключали. Позже, когда необходимость в постоянном хранилище данных стала очевидна, для этих целей стали использовать магнитофонную ленту. Главный недостаток пленки – очень низкая скорость записи и считывания данных. Ведь чтобы добраться до нужного участка записи, пленку надо перематывать, а на это уходят драгоценные секунды. И тогда, а было это больше полувека назад, инженер корпорации IBM Рейнольд Джонсон изобрел жесткий диск. Он состоял из насаженных на одну ось 50 пластинок-дисков диаметром 24 дюйма (61 сантиметр). Только представь себе этого монстра! Но начало было положено. Кстати, в большинстве сегодняшних жестких дисков – дисков на самом деле не один, а больше: два или три. | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы
Учащиеся слушают, делают пометки в тетрадях, отвечают на поставленные вопросы. |
Жесткие диски выглядят следующим образом: показывает жесткий диск в руках и на экране (слайд №6). И могут быть выполнены в двух видах: внутренние и внешние |
|
Конструкция НЖМД Сейчас мы посмотрим видеоролик, направленный на пояснение конструкции НЖМД (под конструкцией будем понимать физическое устройство жесткого магнитного диска). |
Слушают задание
Изучают раздаточный материал Смотрят видеофрагмент, делая пометки в тетради и на листочках Записывают в тетрадь: |
Взаимодействие диска и считывающей головки. В ЖД головки являются плавающими, т.е. во время вращения образуется слой воздуха, по которому и скользит головка, не касаясь диска. При вибрации головка начинает стучать по поверхности диска, скоблить, получается деформация ферромагнитного слоя, и изменение качества чтения информации. | В ЖД головки являются плавающими, при остановке диска и в нерабочем положении головки паркуются — отводятся в нерабочую зону, где допустимо их приземление. |
Теперь посмотрим видеоролик еще раз, без остановок, чтобы получить общую картину о конструкции жесткого магнитного диска (повторная демонстрация видеоролика – слайд №7). | Смотрят видеоролик, делают пометки на листочках |
Проходит по рядам, смотрим, все ли учащиеся заполнили раздаточный материал. Вызывает одного учащегося к доске и просит выполнить интерактивное задание на соответствие элементов конструкции жесткого диска с названиями. | Один выполняет у доски, остальные – оценивают работу, исправляют, если есть необходимость |
Мы получили представление о том, из каких физических элементов состоит жесткий диск, а какие он имеет программные показатели, или характеристики. | Открывают таблицу «Сравнительная характеристика НГМД и НЖМД» |
Характеристики жесткого диска (слайд №9):
| Записывают характеристики в соответствующие строки таблицы |
На основании уже названных характеристик попробуйте самостоятельно выделить достоинства и недостатки жестких дисков в тетради: в правый столбец запишите достоинства, в левый – недостатки.
Недостатки (слайд №11):
| Самостоятельно работают: записывают достоинства и недостатки в тетрадь
Правый ряд учащихся по цепочке называет достоинства
Левый ряд по цепочке называет недостатки |
Повторим логическую структуру магнитных дисков (слайд №12):
При форматировании жесткий диск разбивается на треки (концентрические окружности) и сектора. В каждом треке по 18 секторов. Нумерация начинается с наружной стороны с нуля. Размер сектора ~ 512 байт или 1024 байт. | Логическая структура – это способ организации хранения информации на диске. |
Решение задач (12-15 минут) | |
Решение задач:
РЕШЕНИЕ:
ОТВЕТ: 4 физических диска в гермоблоке |
Первая задача решается под руководством преподавателя. Учащиеся внимательно читают задания, выписывают то, что дано по условию. |
РЕШЕНИЕ:
ОТВЕТ: 356 дискет | ДАНО: |
На раздаточных материалах, на обратной стороне сейчас вы решите одну из задач (времени 5 минут) (слайд №15)
РЕШЕНИЕ:
ОТВЕТ: 12 Гбайт – емкость винчестера
РЕШЕНИЕ:
1%-620 Мбайт, х=620*100Мбайт=60,5468 Гбайт
| Учащиеся решают по одной задаче и сдают листочки преподавателю |
Закрепление изученного материала (5-7 минут) | |
Повторим, что мы сегодня изучили: | Отвечают на вопросы |
Подведение итогов урока (5-7 минут) | |
Подводит итоги урока, выставляет оценки за работу на уроке, дает домашнее задание для получения дополнительной оценки (слайд 16) | Слушают, записывают задание |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Заполните полностью таблицу на сравнение НГМД и НЖМД
Характеристики | НГМД | НЖМД |
Назначение | Временное хранение информации и перенос данных | Постоянное хранение данных: программ, ОС, БД |
Емкость | 1,44 Мбайт | 100 Гбайт -1 Тбайт |
Форм-фактор | 3,5» | 1,5», 2,5» и 3,5» |
Носитель информации | Гибкий майларовый диск с ферромагнитным покрытием | Твердый сплав алюминия с магнитным покрытием |
Стоимость | 10-12 рублей | От 1000 рублей |
Конструкция | Пластиковый корпус | Герметический блок |
Взаимодействие головок и поверхности диска | Головки прижаты к поверхности диска | Головки парят над диском, паркуются в специальной зоне при остановке |
Скорость вращения диска | 360 об/мин | 3600-10000 об/мин |
Скорость доступа | 250 мс | 9-12 мс |
Достоинства | Дешевые, Распространены повсеместно, Не боятся рентгеновского излучения | Постоянное хранение большого объема информации, Компактность, Лучшее соотношение цены и емкости, Высокая скорость чтения-записи |
Недостатки | Бояться солнца, «пальчиков», влажности, магнитных полей, Подвержены компьютерным вирусам, Недолговечны (являются расходным материалом) | Подвержены повреждению при ударах и вибрации, Не подлежат ремонту (только полному или частичному восстановлению данных), Подвержены вирусам, Большое энергопотребление |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
В завершение урока вашему вниманию предлагает кроссворд по разделу «Память компьютера»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Дополнительно:
Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Накопитель на жестком магнитном диске (НЖМД)»Здесь представлены лишь скриншоты презентации. Полный вариант содержит 17 слайдов.
Архив с дополнительным и раздаточным материалом в формате ZIP, объемом 4,54 Мб (2-2-2-7.zip) можно скачать с narod.ru:
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 19.02.2010 |
Раздел | Информатика |
Подраздел | |
Просмотров | 21864 |
Номер материала | 374 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: