Документы в архиве:
Название документа Конспект урока по информатике на тему Основы алгоритмизации и программирования.docx
Конспект урока по информатике на тему:
«Основы алгоритмизации и программирования».
Дата проведения: 18.02.2014 г.
Класс: 10 класс
Предмет: Информатика и ИКТ
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель урока: обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме: «Основы алгоритмизации и программирования».
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: умение сформулировать алгоритм решения задачи, представить с помощью графической формы и на языке программирования, выявлять ошибки при составлении программ и обосновывать способы их исправления.
Коммуникативные УУД: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе, владение монологической и диалогической формами речи в соответствие с грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: способность прогнозировать свою деятельность на уроке, умение взаимодействовать в группе, осознание качества и уровня усвоения материала.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к труду, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, знание правил техники безопасности на уроках информатики, умение провести самооценку и организовать взаимооценку.
Предметные УУД: владение универсальным языком программирования высокого уровня, представлениями о базовых типах данных и структурах данных, знание основных конструкций; владение умением понимать, анализировать алгоритмы; владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
Основные понятия: алгоритм, блок-схема, программа, язык программирования, линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм, массив.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, программа Pascal ABC, маркеры – 8 шт., ватманы – 6 шт., карточки с заданиями (задачи – 4 карточки, кроссворды – 2 карточки), золотые и серебряные медали.
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Мотивация и целеполагание урока (2 мин.)
Основная часть (22-23 мин.)
Заключительная часть. Подведение итогов и рефлексия (4-5 мин.)
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учащихся
Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня я у вас проведу не совсем обычный урок информатики, и вам представится возможность проверить себя.
Слушают учителя
Мотивация и целеполагание урока (2 мин.)
Стивс Джобс считал: «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать». Вы уже сами умеете программировать, поэтому цель нашего урока обобщить и закрепить знания по теме: «Основы алгоритмизации и программирования».
Наш урок пройдет в форме игры. И хотелось бы связать ее со значимым событием, которое проходит сейчас в России.
- Ребята, а что это за событие? (Зимние Олимпийские игры в Сочи).
Совершенно верно. Эта игра-соревнование пройдет под девизом: «Кто быстрее, тот сильнее!». Подведение результатов игры будет происходить по олимпийской системе. Та команда, которая наберет наибольшее количество золотых медалей, станет победителем. Итак, начнем наше соревнование!
Слушают учителя
Отвечают на вопрос
Основная часть
(25-30 мин.)
Вы поделились на две команды. В течение пяти секунд обсудите название вашей команды. Оно должно быть связано с одним из языков программирования.
1 конкурс: «Гонка чемпионов».
Цель конкурса: проверить навыки работы в составлении программы на языке программирования. Один человек от команды должен будет составить программу к задаче. Решение оформить на ватмане, протестировать и отладить программу на компьютере, в конце игры объяснить ее решение. На конкурс отводится 15 минут. Если участник справляется раньше, отведенного времени, может присоединиться к своей команде. Прошу пройти к компьютерам под номером 1. Удачи!
1 задача (1 команда). Дана последовательность, состоящая из 10 целых чисел. Составить программу для нахождения суммы нечетных чисел.
2 задача (2 команда). Дана последовательность, состоящая из 8 целых чисел. Составить программу для нахождения произведения четных чисел.
Дают название своей команде.
Выбирают по одному человеку от команды.
Приступают к решению задачи.
10 мин.
А мы приступаем к следующему конкурсу: «Фристайл».
Правила языка Паскаль предусматривают единую форму основной структуры. Цель этого конкурса: проверить ваши знания на основы работы в Паскале. От каждой команды необходимо выбрать по два человека. Вы получаете карточки, которые нужно расположить в соответствие со структурой. По окончании задания присоединяетесь к своей команде.
Пока ребята восстанавливают программу, вам необходимо ответить на следующие вопросы. Для ответа вы поднимаете руку. При неправильном ответе, вопрос переходит другой команде. Какая команда наберет наибольшее количество правильных ответов, та и получает золотую медаль, другая – серебряную.
Вопросы:
Как в Паскале записывается выражение
y=5x2 – 10x +2
y:= 5*SQRT(x) – 10*x + 2;
y:= 5*SQR(x) – 10x + 2;
y:= 5*SQR(x) – 10*x + 2;
y:=5*ABS(x) – 10*x + 2;
Укажите правильное описание массива:
A: array[1…100] of integer;
A,B: array[1..50] of real;
A:array[1..50 of real];
A: [1..50] array of integer;
Как запустить генератор случайных чисел в Паскале?
Random(x);
Randomize;
Randomize Timer;
Round.
Отметьте правильный вариант записи операторов:
If a>b then c:=a-b else c:=a+b;
If a>b else c:=a-b then c:=a+b;
If a>b then c:=a+b; else c:=a-b;
If a>b then c=a-b else c=a+b;
Что производит следующий фрагмент программы:
N:=11;
For i:=1 to N do
If a[i] mod 2=0 then k:=k+1;
Writeln (‘k=’, k);
Находит максимальный элемент в массиве
Находит четный элемент и выводит его на экран
Находит сумму нечетных элементов массива
Находит количество четных элементов в массиве.
Подведем итоги этого конкурса. Наибольшее количество правильных ответов дала команда ________, и она получает за этот конкурс золотую медаль. Команда _________ получает серебряную медаль.
А теперь проверим, как справились с программами наши участники. (Проверяем и обсуждаем правильность структуры программы, распределяем награды между командами).
Дополнительный вопрос: что реализует данная программа? (дать ответ может помочь своя команда).
Выбирают по два человека от команды.
Восстанавливают правильную структуру программы.
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся объясняют структуру программы.
10 мин.
3 конкурс: «Фигурное катание»
Одной из форм представления алгоритма является блок-схема.
- Давайте вспомним, какие фигуры мы используем в блок-схемах? (ответ: прямоугольник, эллипс, ромб, параллелограмм и др.)
Целью этого конкурса и будет умение представлять алгоритм в виде блок-схемы. Тот, кто быстро и правильно справится с заданием, получает золотую медаль. Для этого, нам потребуется снова два человека от команды.
Задача для 1 и 2 команды. Составить блок-схему к задаче: У Ивана есть три варианта дальнейшего пути:
направо - "Коня потеряешь"
налево - "Голову сложишь"
вперёд - "Невесту найдешь"
Пока участники выполняют задание, мы с вами попробуем отгадать кроссворд. Я буду читать вопрос, а вы максимально быстро записываете ответ.
Алгоритм, записанный на языке программирования (Программа)
Величина изменения значения параметра цикла (Шаг)
Объект, исполняющий алгоритм (Исполнитель)
Древнегреческий математик, автор самого древнего алгоритма (Евклид)
Структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип (Массив)
Алгоритм, в котором действия повторяются некоторое количество раз (Циклический)
Каждый алгоритм направлен на получение … (Результат)
Проверим ваши ответы.
- Какое общее слово у вас получилось под номером 8? (Паскаль)
А теперь давайте проверим блок-схемы, составленные к задаче. Задача была следующая (зачитать, вывести на слайд). Обсуждаем правильность решения задачи. Распределяем награды за кроссворд и решение задачи.
Отвечают на вопрос учителя.
Выбирают два человека от команды.
Слушают внимательно вопросы учителя, правильные ответы записывают на лист с кроссвордом.
Проверяют ответы.
Рассказывают решение задачи.
4-5 мин.
4 конкурс: «Биатлон»
Биатлон – вид спорта, в котором спортсмен стреляет по мишеням, спортсмен либо попадает, либо нет. Каждой команде будет предложено по 7 вопросов. Ваша задача: как можно быстрее дать ответ. Помните, что можно дать только ОДИН ответ.
Вопросы (1 команда):
Кого называют первой в истории женщиной-программистом? (Ада Лавлейс)
Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы)? (цикл)
Строго определенная последовательность действий при решении задач (алгоритм)
Как обозначается раздел, в котором описываются переменные? (var)
Этап, на котором устраняются синтаксические ошибки в программе? (отладка)
MOD - это… (выделение остатка от деления)
Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: FRAC (10.2); (0.2)
Вопросы (2 команда):
С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова алгоритм? (Аль-Хорезми)
Графический способ представления информации? (блок-схема)
Знак, используемый для отделения целой части от дробной в Паскале? (точка)
Программа, которая переводит программу на машинный язык? (Транслятор)
Какой оператор позволяет вычислить корень числа? (SQRT)
DIV – это… (выделение целой части от деления)
Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: Trunc(23.14); (23)
Подведем итоги нашей гонки. Наибольшее количество правильных ответов дала команда _______, и их копилка пополняется на еще одно золото. Вторая команда получает серебро.
Отвечает на вопросы первая команда.
Отвечает на вопросы вторая команда.
4-5 мин.
Давайте вернемся к нашим чемпионам и проверим их работу. Начнем с команды, которая быстрее справилась с заданием (проверяем правильность выполненных задач).
Заключительный этап (3-4 мин.).
Подведение итогов. Рефлексия.
Вы все сегодня показали свои знания. Нам удалось на уроке повторить основные понятия алгоритмизации и программирования, графический способ представления информации – блок-схемы, основы работы в Паскале. Вы все просто молодцы! А теперь давайте подведем итоги игры. Посчитайте количество золотых и серебряных медалей.
Таким образом, победителем становится команда ______. Давайте ей поаплодируем! Все равно победила ДРУЖБА!
Подведем итоги.
Продолжите предложение…
Мне было интересно …
Я понял, что …
Я приобрел …
Я попробую …
Мне захотелось …
Считают медали.
Продолжают предложение.
Список литературы:
Анеликова Л.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 класс/ Л.А. Анеликова. – 2-е изд., стереотип., - М.: Дрофа, 2007. -251 с., ил.
Златопольский Д.М. Интеллектуальный игры в информатике. Спб.: БХВ-Петербург, 2004, 400с., ил.
Чернов А.Ф., Чернов А.А.. Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию/ авт.-сост. А.Ф. Чернов, А.А. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 233 с.
Название документа Основы алгоритмизации и программирования.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Алгоритм, записанный на языке программирования. Величина изменения значения параметра цикла. Объект, исполняющий алгоритм. Древнегреческий математик, автор алгоритма по нахождению наибольшего общего делителя. Кроссворд
2. Укажите правильное описание массива: A: array[1…100] of integer; A,B: array[1..50] of real; A:array[1..50 of real]; A: [1..50] array of integer;
3. Как запустить генератор случайных чисел в Паскале? Random(x); Randomize; Randomize Timer; Round.
4. Отметьте правильный вариант записи операторов: If a>b then c:=a-b else c:=a+b; If a>b else c:=a-b then c:=a+b; If a>b then c:=a+b; else c:=a-b; If a>b then c=a-b else c=a+b;
5. Что производит следующий фрагмент программы: N:=11; For i:=1 to N do If a[i] mod 2=0 then k:=k+1; Writeln (‘k=’, k); Находит максимальный элемент в массиве Находит четный элемент и выводит его на экран Находит сумму нечетных элементов массива Находит количество четных элементов в массиве.
Структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип. Алгоритм, в котором действия повторяются некоторое количество раз. Каждый алгоритм направлен на получение …
Представить задачу в виде блок-схемы У Ивана есть три варианта дальнейшего пути: направо - "Коня потеряешь" налево - "Голову сложишь" вперёд - "Невесту найдешь
НАЧАЛО Направо? Коня потеряешь Налево? Голову сложишь Невесту найдешь КОНЕЦ да да нет нет
Строго определенная последовательность действий при решении задач «Биатлон»
Этап, на котором устраняются синтаксические ошибки в программе? «Биатлон»
Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: FRAC (10.2) «Биатлон»
С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова алгоритм? «Биатлон»
Знак, используемый для отделения целой части от дробной в Паскале? «Биатлон»
Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: Trunc(23.14) «Биатлон»
1 задача (1 команда). Дана последовательность, состоящая из 10 целых чисел. Составить программу для нахождения суммы нечетных чисел. 2 задача (2 команда). Дана последовательность, состоящая из 8 целых чисел. Составить программу для нахождения произведения четных чисел. «Гонка чемпионов»
Мне было интересно … Я понял, что … Я приобрел … Я попробую … Мне захотелось …
Название документа автор.doc
Автор: Тунцева Анастасия Юрьевна
Должность: учитель информатики и ИКТ
Категория: 1
Образовательное учреждение: ГБОУ школа №683 Приморского района г. Санкт-Петербурга
E-mail: hactr1102@mail.ru
Тема урока: Обобщение по теме: «Основы алгоритмизации и программирования»
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 9-10
Ключевые слова: алгоритм, блок-схема, следование, ветвление, повторение, программирование
Оборудование: компьютерный класс, язык программирования Pascal, карточки с задачами, ватманы, маркеры
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Аннотация: количество учащихся не более 8 человек. Время на конкурс – 10 минут, включая 2 – 3 минуты на объяснение материала и подведение итогов конкурса.
Название документа кроссворд конкурс Фигурное катание.docx
1.
2.
3.
4.
8.
7.
5.
6.
Название документа медали.docx
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Аннотация: количество учащихся не более 8 человек. Время на конкурс – 10 минут, включая 2 – 3 минуты на объяснение материала и подведение итогов конкурса.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель урока: обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме: «Основы алгоритмизации и программирования».
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: умение сформулировать алгоритм решения задачи, представить с помощью графической формы и на языке программирования, выявлять ошибки при составлении программ и обосновывать способы их исправления.
Коммуникативные УУД: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе, владение монологической и диалогической формами речи в соответствие с грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: способность прогнозировать свою деятельность на уроке, умение взаимодействовать в группе, осознание качества и уровня усвоения материала.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к труду, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, знание правил техники безопасности на уроках информатики, умение провести самооценку и организовать взаимооценку.
Предметные УУД: владение универсальным языком программирования высокого уровня, представлениями о базовых типах данных и структурах данных, знание основных конструкций; владение умением понимать, анализировать алгоритмы; владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
Основные понятия: алгоритм, блок-схема, программа, язык программирования, линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм, массив.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, программа Pascal ABC, маркеры – 8 шт., ватманы – 6 шт., карточки с заданиями (задачи – 4 карточки, кроссворды – 2 карточки), золотые и серебряные медали.
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин.) | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня я у вас проведу не совсем обычный урок информатики, и вам представится возможность проверить себя. | Слушают учителя |
Мотивация и целеполагание урока (2 мин.) | Стивс Джобс считал: «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать». Вы уже сами умеете программировать, поэтому цель нашего урока обобщить и закрепить знания по теме: «Основы алгоритмизации и программирования». | Слушают учителя
Отвечают на вопрос |
Основная часть | Вы поделились на две команды. В течение пяти секунд обсудите название вашей команды. Оно должно быть связано с одним из языков программирования. 1 конкурс: «Гонка чемпионов». | Дают название своей команде.
Выбирают по одному человеку от команды.
Приступают к решению задачи. |
10 мин. | А мы приступаем к следующему конкурсу: «Фристайл».
y=5x2 – 10x +2
N:=11;
Подведем итоги этого конкурса. Наибольшее количество правильных ответов дала команда ________, и она получает за этот конкурс золотую медаль. Команда _________ получает серебряную медаль. |
Выбирают по два человека от команды. Восстанавливают правильную структуру программы.
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся объясняют структуру программы. |
10 мин. | 3 конкурс: «Фигурное катание» Пока участники выполняют задание, мы с вами попробуем отгадать кроссворд. Я буду читать вопрос, а вы максимально быстро записываете ответ.
Проверим ваши ответы. |
Отвечают на вопрос учителя.
Выбирают два человека от команды.
Слушают внимательно вопросы учителя, правильные ответы записывают на лист с кроссвордом.
Проверяют ответы.
Рассказывают решение задачи. |
4-5 мин. | 4 конкурс: «Биатлон»
Вопросы (2 команда):
Подведем итоги нашей гонки. Наибольшее количество правильных ответов дала команда _______, и их копилка пополняется на еще одно золото. Вторая команда получает серебро. |
Отвечает на вопросы первая команда.
Отвечает на вопросы вторая команда. |
4-5 мин. | Давайте вернемся к нашим чемпионам и проверим их работу. Начнем с команды, которая быстрее справилась с заданием (проверяем правильность выполненных задач). |
|
Заключительный этап (3-4 мин.). | Вы все сегодня показали свои знания. Нам удалось на уроке повторить основные понятия алгоритмизации и программирования, графический способ представления информации – блок-схемы, основы работы в Паскале. Вы все просто молодцы! А теперь давайте подведем итоги игры. Посчитайте количество золотых и серебряных медалей. |
Считают медали.
Продолжают предложение. |
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 16.03.2014 |
Раздел | Информатика |
Подраздел | |
Просмотров | 13791 |
Номер материала | 565 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: