Документы в архиве:
Название документа Автор.doc
Титова Людмила Ивановна
Учитель Информатики и ИКТ
Высшая квалификационная категория
Лицей «Серпухов»
Московская область город Серпухов
e-mail: mig_luda@mail.ru
адрес сайта: titovainfic.moy.su
Название документа Исследование физических моделей на компьютере.ppsx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Название документа Исследование физических моделей на компьютере.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Формализованная модель Компьютерная модель Компьютерный эксперимент Анализ полученных результатов Описательная информационная модель Выделение существенных параметров объекта Запись на каком-либо формальном языке Запись на языке программирования или реализация алгоритма с использованием одного из приложений Получение результатов Корректировка исследуемой модели Автор Титова Л.И.
Компьютерная модель на языке Delphi Первоначально представим алгоритм в графическом представлении (в виде блок схемы). Далее преобразуем формальную модель в компьютерную с использованием системы программирования Borland Delphi. Программа созданная на основе приведенной выше блок-схемы позволяет определить начальную скорость и угол бросания мячика. Для визуализации формальной модели строится траектория движения тела. Посмотреть блок-схему алгоритма
Содержательная постановка задачи В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии. Автор Титова Л.И.
Качественная описательная модель Сначала построим идеализированную модель движения объекта. Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения: мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой; изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с2 и движение по оси OY можно считать равноускоренным; скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси ОХ можно считать равномерным. Автор Титова Л.И.
Формальная модель Формулы равномерного и равноускоренного движения: х = v0 • cosa • t у = v0 • sina • t – g • t2/2. Пусть мишень высотой h будет размещаться на расстоянии s от автомата. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s: t = s/(v0 • cosa). Подставляем это значение для t в формулу для у. Получаем L— высоту мячика над землей на расстоянии s: L = s • tga - g •s2/(2 • v02 • cos2a). Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты L мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства: О <= L <= h. Если L < 0, то это означает «недолет», а если L > h, то это означает «перелет». Автор Титова Л.И.
Компьютерный эксперимент Введем произвольные значения начальной скорости и угла бросания мячика: скорее всего его попадания в мишень не будет. Затем, меняя один из параметров, например угол, произведем пристрелку Запустить программу Автор Титова Л.И.
Устный опрос по ранее пройденному материалу Дать определение понятиям моделирование и модель. Может ли объект иметь несколько моделей? Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Какие бывают модели? Что такое формализация? Автор Титова Л.И.
Название документа План проведения исследования модели.docx
План проведения исследования модели
С помощью программы подобрать начальную скорость бросания мяча v0 и угол a для заданного расстояния до мишени и высоты мишени.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
S
23
25
30
29
24
32
26
33
36
22
31
28
H
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
2. Полученные данные занести в бланк ответов. Проанализировать полученные результаты и записать на бланке.
3. Сдать бланк преподавателю.
Результаты практической работы
На тему «Исследование физических моделей»
Фамилия Имя
Расстояние до мишени S=
Высота мишени h=
№ попытки
Угол a
Начальная
скорость v0
Результат
1
2
Оценка за работу:
v0 =__________
a =___________
Выводы о проделанной работе:____________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Название документа План-конспект открытого урока (Моделирование физических процессов) .docx
План-конспект урока от 24.01.2008 г. Титова Л.И.
Тема урока: «Исследование физических моделей».
Цели урока:
Обучающие: Формирование теоретических и практических навыков построения и исследования физических моделей с использованием системы программирования Delphi и электронной таблицы Excel.
Развивающие: систематизация знаний, формирование творческого мышления, способности анализировать и сравнивать.
Воспитательные: формирование нравственных отношений между собой, умение слушать и уважение к старшим, дисциплине, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование:
класс с персональными компьютерами,
экран с проектором,
раздаточный материал (алгоритм выполнения задания в электронной таблице Excel),
демонстрационный материал (презентация в программе PowerPoint).
План урока
Организационная часть
Сообщение о начале урока
Взаимное приветствие
Постановка цели на урок
Основная часть
Активизация знаний и мотивация учащихся
Демонстрация и объяснение нового материала
Практическая работа учащихся
Заключительная часть
Оценка работ учащихся
Подведение итогов
Домашнее задание
Ход урока
Организационная часть
Сообщение о начале урока
Взаимное приветствие.
Постановка цели на урок
На предыдущих уроках вы уже познакомились с такими понятиями, как модель, моделирование, формализация. Вы уже знаете, для каких целей используют модели, и какие бывают модели. Сегодня мы продолжим наше знакомство с моделями и моделированием. А заниматься мы будем моделированием физического процесса, с которым вы уже знакомы из курса физики. Но перед тем как мы приступим к изучению нового материала, мне бы хотелось проверить, как вы усвоили предыдущий материал.
Основная часть.
Активизация знаний и мотивация учащихся
Ответьте на следующие вопросы:
Дайте определение понятию модель. (ответ: Модель - это некий новый объект, который отражает существенные признаки изучаемого объекта, явления, процесса.)
Дайте определение понятию моделирование. (ответ: Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.)
Может ли объект иметь несколько моделей? (ответ: Один и тот же объект может иметь множество моделей. Можно одну и ту же модель представить и с помощью среды программирования и с помощью электронной таблицы)
Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью?(ответ: Разные объекты могут описываться одной моделью. (Равноускоренное движение характерно и для человека и для автомобиля и для самолета)
Какие бывают модели? (ответ: Все модели можно разбить на два больших класса: модели материальные и модели информационные (глобус – материальная, таблица Менделеева – информационная)
Что такое формализация? (ответ: Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией. В процессе исследования формальных моделей часто производится их визуализация. Для визуализации алгоритмов используются блок-схемы; пространственных соотношений между объектами – чертежи, моделей электрических цепей – электрические схемы, логических моделей устройств – логические схемы и так далее.
Назовите основные этапы разработки информационных моделей на компьютере. (ответ: Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере:
Строится описательная модель
Строится формализованная модель
Преобразование формализованной информационной модели в компьютерную модель
Проведение компьютерного эксперимента
Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели)
Демонстрация и объяснение нового материала
Итак, мы вспомнили основные понятия, связанные с моделированием и готовы к следующему этапу. На сегодняшнем уроке мы попытаемся создать различные модели одного итого же физического процесса.
Рассмотрим процесс построения и исследования модели на конкретном примере движения тела, брошенного под углом к горизонту.
Содержательная постановка задачи. В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.
Качественная описательная модель. Сначала построим качественную описательную модель процесса движения тела с использованием физических объектов, понятий и законов, то есть в данном случае идеализированную модель движения объекта. Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:
мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой;
изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с2 и движение по оси OY можно считать равноускоренным;
скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси ОХ можно считать равномерным.
Формальная модель. Для формализации модели обозначим величины:
v0 – начальная скорость мячика;
a – угол бросания мячика
h - высота стенки
s - расстояние до стенки
Используем известные из курса физики формулы равномерного и равноускоренного движения. При заданных начальной скорости vо и угле бросания, а значения координат дальности полета х и высоты у от времени можно описать следующими формулами:
х = v0 • cosa • t;
у = v0 • sina • t – g • t2/2.
Пусть мишень высотой h будет размещаться на расстоянии s от автомата. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s:
t = s/(v0 • cosa).
Подставляем это значение для t в формулу для у. Получаем L— высоту мячика над землей на расстоянии s:
L = s • tga - g •s2/(2 • v02 • cos2a).
Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты L мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства:
О <= L <= h.
Если L < 0, то это означает «недолет», а если L > h, то это означает «перелет».
Представим алгоритм решения в виде блок-схемы
НАЧАЛО
Ввод V0,,A,S,H
Вычисление
L по формуле
L<0
L>H
0≤L≤H
Вывод L
Вывод
траектории
КОНЕЦ
Недолет
Перелет
Попадание
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Компьютерная модель на языке Delphi. Преобразуем формальную модель в компьютерную с использованием системы программирования Borland Delphi.
Создадим сначала графический интерфейс проекта как показано на рис 1. Макет - заготовка находится на FTP в папке TITOVA\Исследование ФМ.
Рис. 1
Написать обработчики событий для кнопок «Бросок», «Далее», «Траектория». Обработчик кнопки «Бросок» (Текст на FTP в файле Бросок.txt)
procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);
begin
if (Edit1.Text<>'') and (edit2.Text<>'') and (edit3.Text<>'') and (edit4.Text<>'')
then
begin
v0:=strtofloat(edit1.Text);
a:=strtofloat(edit2.Text);
s:=strtofloat(edit3.Text);
h:=strtofloat(edit4.Text);
l:=s*(sin(a*pi/180)/cos(a*pi/180))-g*sqr(s)/(2*sqr(v0)*sqr(cos(a*pi/180)));
edit5.Text:=floattostr(l);
if (l>=0)and(l<=h) then edit6.Text:='Попадает';
if l<0 then edit6.Text:='Недолет';
if l>h then edit6.Text:='Перелет';
button1.Enabled:=true;
end
else
begin
showmessage( 'Не достаточно данных!!!');
if edit1.text='' then edit1.SetFocus
else if edit2.Text='' then edit2.SetFocus
else if edit3.text=''then edit3.SetFocus
else edit4.SetFocus;
end;
end;
Обработчик кнопки «Траектория» (Текст на FTP в файле Траектория.txt)
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var mx,my,ww,hh,xe,ye:integer;
x,y,t:real;
xx,yy,n,nn:integer;
begin
mx:=paintbox1.ClientWidth; my:=paintbox1.ClientHeight;
with paintbox1.Canvas do
begin
Brush.Color:=clwhite; Brush.Style:=bssolid;
Pen.Color:=clblack; Pen.Width:=1;
Rectangle(0,0,mx,my);
t:=0; hh:=my div 2;
moveto(0,hh); lineto(mx,hh);
// ось х
xx:=0; n:=0; nn:=0;
while xx<=mx do
begin
if n=5 then
begin
textout(xx-3,hh+10,inttostr(nn));
n:=0;
moveto(xx,hh-6); lineto(xx,hh+6);
end
else
begin
moveto(xx,hh-3); lineto(xx,hh+3);
end;
xx:=xx+10;
inc(n); inc(nn);
end;
// ось у низ
yy:=hh;
while yy<=my do
begin
moveto(0,yy);
lineto(5,yy);
yy:=yy+10;
end;
//ось у верх
yy:=hh;
while yy>=0 do
begin
moveto(0,yy);
lineto(5,yy);
yy:=yy-10;
end;
moveto(0,hh);
// график
while t<=10 do
begin
y:=v0*sin(a*pi/180)*t-g*t*t/2;
x:=v0*cos(a*pi/180)*t;
xe:=trunc(x*10);
ye:=trunc(hh-y*10);
lineto(xe,ye);
t:=t+0.1;
end; // while
end; //with
button1.Enabled:=false;
end;
Обработчик кнопки «Далее» (Текст на FTP в файле Далее.txt)
procedure TForm1.BitBtn2Click(Sender: TObject);
begin
edit1.Clear;
edit2.Clear;
edit3.Clear;
edit4.Clear;
edit5.Clear;
edit6.Clear;
edit1.SetFocus;
end;
Осталось вставить в код программы описание констант и переменных которые будут доступны для всех подпрограмм.
const
g=9.81;
pi=3.14;
var
v0,a,s,h,l:real;
С помощью созданной программы подберём значения угла a и начальной скорости v0 при которых мяч попадем в мишень высотой L расположенную на расстоянии h от места броска.
Результаты наблюдений оформим в виде таблицы (раздаточный материал):
Фамилия Имя
Расстояние до мишени S=
Высота мишени h=
№ попытки
Угол a
Начальная
скорость v0
Результат
1
2
Оценка за работу:
v0 =__________
a =___________
Выводы о проделанной работе:____________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Собрать раздаточный материал. Проверить результаты полученные учащимися. Поставить оценки.
Заключительная часть
Итак, сегодня на уроке мы создали компьютерную программу, которая позволяет исследовать физическую модель в нашем случае это тело, брошенное под углом к горизонту. С помощью данной компьютерной модели мы провели небольшой эксперимент. В результате, которого мы выяснили с какой начальной скоростью (v0) и под каким углом (a) необходимо бросить тело (мяч), чтобы оно попало в мишень заданной высоты (h) расположенную на заданном расстоянии (S).
На следующем уроке мы попробуем реализовать данную физическую модель в среде электронной таблицы MS Excel.
Оценка учителем работ учащихся.
Объявить учащимся оценки, полученные за урок и сообщить домашнее задание.
Спасибо за урок. До свидания.
10
Название документа Тема урока.doc
Тема урока «Исследование физических моделей»
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 10-11
Использованный источник: Учебник 10-11 класс Н. Угринович Информатика и информационные технологии.
Ключевые слова: моделирование, информатика, открытый урок, презентация, план-конспект урока.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Цели урока:
Оборудование:
Организационная часть
Основная часть
Заключительная часть
Организационная часть
На предыдущих уроках вы уже познакомились с такими понятиями, как модель, моделирование, формализация. Вы уже знаете, для каких целей используют модели, и какие бывают модели. Сегодня мы продолжим наше знакомство с моделями и моделированием. А заниматься мы будем моделированием физического процесса, с которым вы уже знакомы из курса физики. Но перед тем как мы приступим к изучению нового материала, мне бы хотелось проверить, как вы усвоили предыдущий материал.
Основная часть
Активизация знаний и мотивация учащихся
Ответьте на следующие вопросы:
Демонстрация и объяснение нового материала
Итак, мы вспомнили основные понятия, связанные с моделированием и готовы к следующему этапу. На сегодняшнем уроке мы попытаемся создать различные модели одного итого же физического процесса.
Рассмотрим процесс построения и исследования модели на конкретном примере движения тела, брошенного под углом к горизонту.
Содержательная постановка задачи. В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.
Качественная описательная модель. Сначала построим качественную описательную модель процесса движения тела с использованием физических объектов, понятий и законов, то есть в данном случае идеализированную модель движения объекта. Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:
Формальная модель. Для формализации модели обозначим величины:
v0 – начальная скорость мячика;
a – угол бросания мячика
h -высота стенки
s - расстояние до стенки
Используем известные из курса физики формулы равномерного и равноускоренного движения. При заданных начальной скорости vо и угле бросания, а значения координат дальности полета х и высоты у от времени можно описать следующими формулами:
х = v0•cosa • t;
у = v0• sina • t – g•t2/2.
Пусть мишень высотой h будет размещаться на расстоянии s от автомата. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s :
t = s/(v0 • cosa).
Подставляем это значение для t в формулу для у . Получаем L — высоту мячика над землей на расстоянии s :
L = s • tga - g •s2/(2 • v02 •cos2a).
Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты L мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства:
Если L < 0, то это означает «недолет», а если L > h , то это означает «перелет».
Представим алгоритм решения в виде блок-схемы
Компьютерная модель на языке Delphi. Преобразуем формальную модель в компьютерную с использованием системы программирования Borland Delphi.
Создадим сначала графический интерфейс проекта как показано на рис 1. Макет - заготовка находится на FTP в папке TITOVA\Исследование ФМ.
Рис. 1
Написать обработчики событий для кнопок «Бросок», «Далее», «Траектория». Обработчик кнопки «Бросок» ( Текст на FTP в файле Бросок.txt)
procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);
begin
if (Edit1.Text<>'') and (edit2.Text<>'') and (edit3.Text<>'') and (edit4.Text<>'')
then
begin
v0:=strtofloat(edit1.Text);
a:=strtofloat(edit2.Text);
s:=strtofloat(edit3.Text);
h:=strtofloat(edit4.Text);
l:=s*(sin(a*pi/180)/cos(a*pi/180))-g*sqr(s)/(2*sqr(v0)*sqr(cos(a*pi/180)));
edit5.Text:=floattostr(l);
if (l>=0)and(l<=h) then edit6.Text:='Попадает';
if l<0 then edit6.Text:='Недолет';
if l>h then edit6.Text:='Перелет';
button1.Enabled:=true;
end
else
begin
showmessage ('Не достаточно данных!!!');
if edit1.text='' then edit1.SetFocus
else if edit2.Text='' then edit2.SetFocus
else if edit3.text=''then edit3.SetFocus
else edit4.SetFocus;
end;
end;
Обработчик кнопки «Траектория» ( Текст на FTP в файле Траектория.txt)
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var mx,my,ww,hh,xe,ye:integer;
x,y,t:real;
xx,yy,n,nn:integer;
begin
mx:=paintbox1.ClientWidth; my:=paintbox1.ClientHeight;
with paintbox1.Canvas do
begin
Brush.Color:=clwhite; Brush.Style:=bssolid;
Pen.Color:=clblack; Pen.Width:=1;
Rectangle(0,0,mx,my);
t:=0; hh:=my div 2;
moveto(0,hh); lineto(mx,hh);
// ось х
xx:=0; n:=0; nn:=0;
while xx<=mx do
begin
if n=5 then
begin
textout(xx-3,hh+10,inttostr(nn));
n:=0;
moveto(xx,hh-6); lineto(xx,hh+6);
end
else
begin
moveto(xx,hh-3); lineto(xx,hh+3);
end;
xx:=xx+10;
inc(n); inc(nn);
end;
// ось у низ
yy:=hh;
while yy<=my do
begin
moveto(0,yy);
lineto(5,yy);
yy:=yy+10;
end;
//ось у верх
yy:=hh;
while yy>=0 do
begin
moveto(0,yy);
lineto(5,yy);
yy:=yy-10;
end;
moveto(0,hh);
// график
while t<=10 do
begin
y:=v0*sin(a*pi/180)*t-g*t*t/2;
x:=v0*cos(a*pi/180)*t;
xe:=trunc(x*10);
ye:=trunc(hh-y*10);
lineto(xe,ye);
t:=t+0.1;
end; // while
end; //with
button1.Enabled:=false;
end;
Обработчик кнопки «Далее» ( Текст на FTP в файле Далее.txt)
procedure TForm1.BitBtn2Click(Sender: TObject);
begin
edit1.Clear;
edit2.Clear;
edit3.Clear;
edit4.Clear;
edit5.Clear;
edit6.Clear;
edit1.SetFocus;
end;
Осталось вставить в код программы описание констант и переменных которые будут доступны для всех подпрограмм.
const
g=9.81;
pi=3.14;
var
v0,a,s,h,l:real;
С помощью созданной программы подберём значения угла a и начальной скорости v0 при которых мяч попадем в мишень высотой L расположенную на расстоянии h от места броска.
Результаты наблюдений оформим в виде таблицы (раздаточный материал):
Фамилия Имя | |||
Расстояние до мишени S = | |||
Высота мишени h = | |||
№ попытки | Угол a | Начальная | Результат |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка за работу: |
v0 =__________
a =___________
Выводы о проделанной работе:____________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Собрать раздаточный материал. Проверить результаты полученные учащимися. Поставить оценки.
Итак, сегодня на уроке мы создали компьютерную программу, которая позволяет исследовать физическую модель в нашем случае это тело, брошенное под углом к горизонту. С помощью данной компьютерной модели мы провели небольшой эксперимент. В результате, которого мы выяснили с какой начальной скоростью (v0) и под каким углом (a) необходимо бросить тело (мяч), чтобы оно попало в мишень заданной высоты (h) расположенную на заданном расстоянии (S).
На следующем уроке мы попробуем реализовать данную физическую модель в среде электронной таблицы MS Excel.
Оценка учителем работ учащихся.
Объявить учащимся оценки, полученные за урок и сообщить домашнее задание.
Спасибо за урок. До свидания.
Дополнительно: Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Исследование физических моделей»
Здесь представлен лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 10 слайдов.
Материалы к уроку: в архиве ZIP (2-2-6-13.zip 716 Kб)
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 21.03.2012 |
Раздел | Информатика |
Подраздел | |
Просмотров | 16826 |
Номер материала | 583 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: