Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Информатика / Алгоритмы вокруг нас 5-6 класс

Алгоритмы вокруг нас 5-6 класс

  • Информатика
Описание:

Цели:

Обучающие:

  1. сформировать понятия алгоритма, исполнителя;
  2. связать полученные знания с практическим применением;
  3. познакомиться с виртуальной средой «Чертежник».

Развивающие:

  1. развивать навыки создания алгоритмов;
  2. развивать навыки логического мышления;

Воспитательные:

  1. прививать интерес к предмету.

Методы и формы работы на уроке:

  1. словесный – беседа;
  2. наглядный – мультимедийный проектор, раздаточный материал, компьютеры;
  3. практический – индивидуальная работа, работа в группе, практическая работа на компьютере;
  4. опора на жизненный опыт;
  5. «от простого к сложному»;
  6. проблемно-поисковый метод.

Подготовительный этап: подготовить на каждого учащегося карточки1 и 2(см. приложение 1), распечатать, разрезать и перемешать действия алгоритма (см. приложение 2), подготовить на каждого систему команд исполнителя (см. приложение 3).

План урока:

  1. Организационный момент. (~1 мин)
  2. Постановка цели и актуализация базовых знаний. (~ 7 мин)
  3. Закрепление нового материала. (~ 7 мин)
  4. Практическая работа за компьютером. (~ 10 мин)
  5. Подведение итогов урока, выставление оценок. (~ 3 мин)

Ход урока:
  

Средства обучения

Учитель

Ученики

  1. Организационный момент

Презентация слайд 1

Здравствуйте ребята!
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
Присаживайтесь.

Рассаживаются по местам

  1. Постановка цели урока. Актуализация опорных знаний.

Видео фрагмент из м/ф

 

Презентация слайд 2

Посмотрите на экран. Что не так сделал Вовка, почему у него не получились пирожки?
(он не выполнил необходимые действия, выполнил действия не до конца, не правильно выполнил)

Сегодня на уроке мы с вами научимся, как правильно последовательно выполнять действия, которые приведут нас к нужному результату.

Давайте попробуем пришить пуговицу. Кто может нам продемонстрировать как нужно это делать? «Имя» будь внимательна при работе с иглой и ножницами! Следи за движением лезвий во время работы, ножницы клади кольцами к себе, не бери иглу в рот и не играй с иглой, не втыкай её в одежду.

Что бы пришить пуговицу необходимо проделать некоторые действия, их описание есть в конвертах перед вами. Сейчас на рабочие листы, которые лежат у вас на партах, приклейте эти действия в нужном порядке. Приступайте к работе.

(По окончанию работы): Что бы пришить пуговицу, какие действия ты выполнила, перечисли их, пожалуйста, по порядку:

  • Достать швейные принадлежности.
  • Выбрать катушку с нитью, цвет которой подходит к пуговице.
  • Отрезать от катушки нить нужной длины.
  • Вдеть нить в иголку.
  • Завязать на конце нити узелок.
  • Продеть иглу через ткань (с изнаночной стороны) и через отверстие пуговицы.
  • Продеть иглу через другое отверстие пуговицы ткань.
  •  Повторить пункты б и 7 пять раз.
  • Отрезать ножницами остатки нити.

10. Убрать швейные принадлежности.
Совершенно верно, спасибо, присаживайся на своё место.
Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли у вас получилось. Ребята, скажите, можем ли мы в этом описании какие-то действия поменять местами или убрать?

 

Один ученик выходит к доске и демонстрирует, как нужно пришивать пуговицу.

Остальные дети на местах составляют правильный порядок этих действий.

 

  1. Объяснение нового материала

Презентация слайд 3

 

 

слайд 4

Описание последовательности действий, исполнение которых приведет к результату, называется алгоритмом. Переверните ваши рабочие листы, на карточке №2 «имя» - пожалуйста, прочитай вслух определение алгоритма.
А машину, или человека, который выполняет алгоритм – исполнителем.
У каждого исполнителя есть своя система команд, которые он знает, понимает и может выполнить.
СКИ – это все команды, которые знает и может выполнить исполнитель.
(2 ученика вслух зачитывают определения)

Записывают определения «Алгоритм», «Исполнитель» и «СКИ» на рабочие листы.

  1. Закрепление нового материала

Презентация слайд 5

 

 

 

слайд 6

Чтобы научиться правильно составлять алгоритмы, мы сыграем в игру «Робот».

Один из вас будет выполнять действия подобно роботу, а остальные ребята, по очереди, давать ему команды для выполнения. Итак, роль робота у нас будет играть …? Наш робот знает следующие команды (на слайде СКИ робота).
Внимание класс, задание для робота такое: «дойти до доски, нарисовать квадрат произвольного размера и вернуться на место».
У нас все получилось, молодцы, значит, только что вы правильно составили алгоритм, т.е. описали действия и мы получили желаемый результат.
Мы управляли с вами реальным роботом, который выполнял наши команды и перемещался в пространстве, точно так же сейчас мы будем управлять роботом виртуальным.

 

Играем в «Робота»

  1. Практическая работа

Слайд 7

Нашего виртуального робота в программе зовут «Чертежник»
Рассмотрим, как работает эта программа.
Робот изображен синей жирной точкой и  передвигается по полю в клеточку.
Команды мы записываем в поле справа.
Каждую команду необходимо записывать с новой строки.
Система команд исполнителя «Чертежник» это те команды, которые он знает. Памятки о СКИ есть у вас на партах.  
Правильно записывать команду нужно так: команда, пробел, в скобках указать количество  клеток, на которые должен переместиться чертежник.
У чертежника есть два состояния «Перо поднято» - робот передвигается и не оставляет следа и «перо опущено» - робот оставляет след.
После того как составите весь алгоритм, нажмите кнопку «Выполнить алгоритм».

Внимательно посмотрите на экран, давайте подумаем вместе, какую первую команду мы дадим роботу? (опустить перо)

За 7 минут попробуем нашему чертежнику дать такие команды, чтоб он начертил квадрат.
Возьмите памятки о СКИ Чертежника и приступайте к выполнению.

Работают за компьютером

  1. Итоги урока

 

С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке? Что такое алгоритм, исполнитель, СКИ? Что научились делать сегодня?

Посмотрите на экран. Почему в этот раз у Вовочки все получилось?

Оказывается, каждая работа требует алгоритма и правильного выполнения последовательности действий. Умение действовать по алгоритму пригодится вам не только на уроках, но и в жизни.
Все примеры, с которыми мы работали на уроке взяты из жизни, и все, чему мы научились сегодня, вы можете использовать в жизни.

Желаю вам всегда такого настроения (слайд 8). Спасибо за работу. До свидания.

Видео из м/ф

Отвечают на вопросы учителя


27.01.2013



dop.pngПриложения:

  1. Конспект урока - в формате .doc
  2. Презентация - в формате .pps
  3. Раздаточный материал - в формате .doc
  4. Видеоролики - в формате .wmf
Скачать материал
Автор Пасынкова Александра Игоревна
Дата добавления 26.01.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4810
Номер материала 631
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы