Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Оборудование: ПК; операционная система Windows XP; текстовый редактор Microsoft Word
Цели:
Учебная:
По русскому языку
По информатике
Развивающая:
Воспитывающая:
Содержание | Время |
| 3 мин. |
| 10 мин. |
| 10 мин. |
| 3 мин. |
| 10 мин. |
| 2 мин. |
| 2 мин. |
Просмотр видеоролика (Приложение 5)
Учитель информатики:
Слайд 1 (Приложение 6)
- Значимость изученной темы: «Информация и информационные процессы» велика и об этом говорит то, что мы посвятили ей почти три месяца. На прошлом уроке мы выполнили контрольную работу по теме, результаты вам известны и сегодня хотелось бы с практической стороны обобщить и повторить ещё раз основные понятия темы «Информация и информационные процессы» и основной акцент сделать на вопрос: «Информационная деятельность человека».
Слайд 2 (Приложение 6)
- Обратимся в далёкое прошлое:
Слайд 3 (Приложение 6)
Информационный кризис – это возрастающее противоречие между объёмом накапливаемой информации в обществе и ограниченными возможностями её переработать, отдельно взятой личности.
По оценкам специалистов в настоящее время количество информации, циркулирующее в обществе, удваивается каждые 8-12 лет.
Слайд 4 (Приложение 6)
Чтобы справиться с такой лавиной информации, недостаточно возможностей человеческого организма.
Сформировались новые научные дисциплины – информатика, кибернетика, бионика, робототехника и др., имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов.
Слайд 5 (Приложение 6)
- Что такое информация?
Ученики:
- Чёткого определения дать нельзя. Термин «информация» произошёл от латинского слова «informetio», означающее разъяснение, изложение, осведомлённость. В обычной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.
Учитель информатики:
- Что такое информационные процессы?
Ученики:
- Определение: Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.
Слайд 6 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- В информатике к информационным процессам относят :
Слайд 7 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Что такое информационная деятельность человека?
Ученики:
- Определение: Деятельность человека, связанную с процессом сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Слайд 8 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Что мы понимаем под сбором информации ?
Ученики:
- Определение: Сбор информации – это целенаправленный процесс, который сводится к поиску, отбору, получению и накоплению нужной для дальнейшего использования информации.
Слайд 9 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Что мы понимаем под обработкой информации ?
Ученики:
- Определение: Обработка (преобразование) информации – это целенаправленный процесс изменения содержания и формы представления информации.
Слайд 10 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена.
-Что мы понимаем под хранением информации ?
Ученики:
- Определение: Сохранить информацию – это значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
Слайд 11, 12, 13, 14 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Хранение информации всегда связано с её носителем:
Слайд 15, 16 (Приложение 6)
Учитель информатики:
-Передача информации – один из важных информационных процессов.
Информацию можно передавать от источника к приёмнику по каналу связи.
Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети.
Слайд 17,18 (Приложение 6)
Учитель информатики:
-Чтобы информацию передать и сохранить, ей нужно придать форму, т.е. представить в виде рисунка, числа или текста. Для этого, на протяжении всей своей истории человечество использовало разнообразные знаки.
- (Сообщение учащегося на тему «Разнообразие знаков»).
Учитель русского языка:
- Развитие информатики, необходимость общения человека с машиной заставила учёных специально обратиться к исследованию речевой деятельности. У информатики и лингвистики очень много общего. Так, например, язык – это знаковая система. А самой крупной единицей языка является текст.
- Дайте определение: что такое текст?
- Мы живём в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушает, изучаем, создаём сами, когда говорим, пишем… Текст – это наша речь, это жизнь нашего языка. И именно на уровне текста можно увидеть, как совпадает информационная и речевая деятельность человека.
Слайд 19 (Приложение 6)
Информационная деятельность человека | Виды речевой деятельности |
Сбор информации | Сбор языкового материала. |
Представление информации | Создание текста в устной или письменной форме. |
Обработка информации | Сворачивание текста. |
Хранение информации | Запись текста на носитель. |
Передача информации | Слушанье, чтение текста. |
- Текст – это речевое произведение, и, чтобы получить больше информации из текста, нужно глубоко осмыслить содержание текста, увидеть связь его содержания и формы (т. е. фонетический, морфологический, лексический, синтаксический уровень). Тексту как единице языка уделяется большое внимание в ваших учебниках, также это нашло отражение в экзаменах: ГИА – 9 класс, ЕГЭ – 11 класс.
- Рассмотрим тест «Смысловая и композиционная целостность текста».
Слайд 20, 21 (Приложение 6)
Смысловая и композиционная целостность текста (Приложение 1)
Прочитайте текст и выполните задания 1-10.
А. Только при сопоставлении правды и поэтического вымысла поэта мы узнаем, как философствовал он над своей жизнью. |
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) Б, Г, А, В 2) В, Г, Б, А 3) Б, А, В, Г 4) В, Б, А, Г
2. Какое предложение должно стоять пятым на месте пропуска?
1) Философская лирика занимает особое место в творчестве А.С.Пушкина.
2) Для нас открывается новая истина, такая простая и вместе с тем такая сложная.
3) Эта радость – возможность слышать его суд над собой и миром.
4) На все благородное Пушкин дал благородный отзвук.
3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?
1) узнаем
2) получаем возможность
3) умея отделять
4) жизнь преломляется
- Какой тип сказуемого в этой основе?
4. Определите основную мысль текста.
1) Поэт не вторгается во внешние явления, не связанные с творчеством, его удел – культура.
2) Могут устареть язык и приемы, но сущность поэзии как вида искусства неизменна.
3) Жизненный и творческий путь поэта – ключ к пониманию его произведений.
4) Постигая тайны мастерства А.С. Пушкина, мы обретаем радость.
5. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным предложением, начертите в тетради его схему.
1) А 2) В 3) Б 4) Г
- Найдите простое осложнённое предложение? Чем оно осложнено?
Задание №1
- Оно звучит как восстановление текста.
- Текст – это единая словесная ткань. Каковы законы его строения?
- Какие средства связи предложений в тексте помогли вам восстановить текст? (однотематическая лексика, лексический повтор, местоимение: жизнь – биография – жизнью А. С. Пушкина – он – авторские).
Задание №2 – ответ 3
Задание №4 – ответ 3
Слайд 22 (Приложение 6)
Компьютерный практикумСлайд 23 (Приложение 6)
- Что такое идея текста? (То, что автор хочет доказать, т. е. авторская точка зрения).
- В качестве закрепления выполните компьютерный практикум на материале теста «Комплексный анализ текста» (Приложение 2, 4)
Итог урока. РефлексияСлайд 24 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Закончите предложение, воспользовавшись подсказкой: «Учебная деятельность – это…»
(Приложение 7)
- Ребята, возьмите лист самоконтроля (Приложение 3) и оцените свою учебную деятельность на сегодняшнем уроке. В качестве оценки используйте знаки, предложенные на доске (смайлики). Вам предлагается в определённой ячейке также оценить форму урока: поставьте свою оценку используя те же знаки.
Учитель русского языка:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, карточку с домашним заданием (Приложение 8). На интегрированном уроке и Д/з тоже будет интегрированным. Я предлагаю вам написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем:
- Прочитаем эти темы.
- Но представить текст нужно в электронном варианте, согласно тем форматам, которые задала вам Наталья Викторовна (учитель информатики). Когда вы сдадите работу, то получите оценку по русскому языку – за сочинение, по информатике – за работу по редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе.
Слайд 25 (Приложение 6)
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 27.06.2013 |
Раздел | Информатика |
Подраздел | |
Просмотров | 4555 |
Номер материала | 746 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: