Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
1. Тема сегодняшнего собрания «Учитель – Родитель. Качество и эффективность взаимного общения». Выбор темы не случаен, а продиктован необходимостью выработки таких взаимоотношений между всеми нами, которые бы помогали наиболее плодотворно решать совместно образовательные задачи. Возникает вопрос: есть кто-то или что-то, препятствующее данной установке? Да. С определённой частотой возникающие разногласия, конфликты, трения, недопонимание, обиды. Давайте же попробуем разобраться в причине возникновения этих помех.
Видится разумным сопоставление наших общих и различных подходов.
Что есть между нами общего по вопросу образования наших детей?
Где же расходятся наши интересы, где начинаются помехи? Логично предположить: там, где различаемся мы по отношению к образованию или некоторым его аспектам. Мне это видится так.
Показатели | Родитель | Учитель |
1. Количество детей | 1-3 ребёнка | Хроническая «многодетность»: от 25 у учителя начальных классов до произведения 15 и 25 у учителя-предметника. |
2. Отношение к нормам | Неосведомлённость в нормативно-правовой базе государственного образования (программы, учебный план, нормы СанПИНа, образовательные стандарты и пр.) | Осведомлённость и безусловная необходимость приятия перечисленных норм. |
3. Различная социально-психологическая среда | Школа и семья представляют собой разные социально-психологические группы. Представители различных групп начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Родитель ожидает от школы отношения, как в семье, а у школы другие подходы и задачи, просто потому, что школа – это не семья. | «Школьный конвейер» не всегда способен учитывать индивидуальный запрос каждого ребёнка и каждого родителя – это плохо. В современной педагогике, тем не менее, приоритетом выбран личностно-ориентированный подход - это хорошо. Правда запросы семьи и развитие личности в школе – это не одно и то же. |
4. Различная информированность о ребёнке. | Родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, дома, у бабушки, во дворе. В этих ролях он может вполне устраивать родителей. | Учителю же более известна учебная деятельность, школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще, т.е. иная социальная роль ребёнка, в которой он может быть совершенно другим, чем в роли сына, внука в семье. |
5. Многофунциональность | Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются родителями без учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, досаде неблагодарности. | Невозможность выполнения учителем многих желаний родителей (от полноценного кормления до постижения основ всех наук только на «5»). |
6. Обвинители и обвиняемые | Чрезмерная осведомлённость в деле организации «сарафанного радио» и написании писем, жалоб в определённые инстанции. | Социальная незащищённость учителя от проверок разных уровней, вплоть до прокурорских. |
7. Уровень критики | Критическая позиция по отношению к школе без конструктивных предложений по ликвидации тех или иных недостатков или совершенствовании критикуемого направления. | Критическая позиция по отношению к родителям, «взвалившим» на школу полную ответственность за обучение и воспитание детей. |
8. Как оцениваем? | Часто завышенная или неоправданная оценка ребёнка и действий учителя («он с 4 лет читает, в школе ему скучно», «она будет балериной, ей математика не нужна», «он подвижный, не может усидеть на уроке, а она (учительница) его наказывает» и т.д.) | Жёсткая позиция «без дисциплины нет речи об успешном обучении», «ребёнок должен не только слушать, но и слышать и вести себя адекватно», «нарушая дисциплину, ребёнок тем самым нарушает права других учеников, мешая им спокойно работать на уроке» и т.д. |
9. Ранжирование образовательных интересов | Бессистемный подход в ранжировании образовательных интересов: | Система в ранжировании образовательных интересов: |
10. Отношение к учителю. | Родитель (иногда не без оснований) критикует учителя при ребёнке. | Учитель претендует на авторитет хотя бы в глазах ребёнка, которого учит и воспитывает. |
При подготовке к собранию я попыталась быть честной перед самой собой. Может быть, слишком резко обозначила некоторые противоречия. Простите, наболело. Но, тем не менее, то общее, что нас объединяет, качественно превосходит наши разногласия. Они, кстати, имеют право быть. Вопрос в другом: как избежать конфликтов, которые являются безусловной помехой, в общем, самом важном нашем деле? Секрет, на мой взгляд, в правилах общения, которые мы можем на добровольной основе заключить друг с другом.
2. «Разбор полётов» (свободная беседа).
Рассмотрение некоторых ситуаций с разных точек зрения (родительской и учительской):
- введение шестидневки;
- претензии к учителям, воспитателям;
- «советы» учителю типа «вы побольше диктуйте», «вы его почаще спрашивайте», «переставьте уроки физкультуры на последние», «посадите на первую парту»;
- денежные средства, имеют ли право быть;
- некомпетентное вмешательство в учебный процесс («надо поменять программу по математике, английскому языку» и т.д.);
- некомпетентное вмешательство в воспитательный процесс (« 2-б ездил на экскурсию туда-то, а мы когда поедем?», «почему наш класс не выиграл в спортивных соревнованиях?» и т.д.).
3. Практическая часть
Я предлагаю рассмотреть две памятки (распечатки), которые могли бы, на мой взгляд, обеспечить взаимопонимание между нами. Добавьте то, чего, на ваш взгляд, не хватает.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 14.10.2011 |
Раздел | Информатика |
Подраздел | |
Просмотров | 6732 |
Номер материала | 1457 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: