- Учебник: «Информатика», Босова Л.Л., Босова А.Ю.
- Тема: Глава 1. Информация и информационные процессы
- 31.12.2020
- 829
- 5
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
686
методических разработок по информатике
Перейти в каталогВыбранный для просмотра документ ��������� ���������� � ���������� �������� ����������� � �������������� ����������.doc
МИНИСТЕРСТВО
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРОГРАММА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составители: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г.
Екатеринбург |
|
|
|
Пояснительная записка
Квалификационные
требования к учителям информатики и информационных технологий при первичной,
повторной и последующей аттестации
Содержание аттестации
учителей информатики и информационных технологий
Социально-профессиональная
компетентность (инвариант)
Предметно-профессиональная
компетентность
Примерные формы
аттестации учителей информатики и информационных технологий
Критерии оценивания
различных форм аттестации
Примерные темы
образовательных проектов
Примерные темы для
собеседования
Литература
Приложения
Приложение 1. Перечень
основных нормативных документов по аттестации педагогических и руководящих
работников
Приложение 2. Порядок
проведения аттестации педагогических и руководящих работников
Приложение 3.
Информационная культура и развитие профессиональной компетентности учителя
информатики и информационных технологий
Приложение 4. Критерии
оценивания профессиональной компетентности учителя информатики и информационных
технологий
Уважаемые коллеги!
Эта программа для тех, кто принял решение пройти аттестацию, а это значит, подвести итоги определённого этапа своей профессиональной деятельности.
Аттестация сегодня – это не столько формальная процедура, требующая составления большого числа отчетных документов, сколько самооценка Ваших профессиональных достижений, самоанализ педагогических проблем и задач, решение которых осуществлялось в межаттестационный период.
Перед системой образования стоит проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в высокоорганизованной информационной среде, эффективного использования возможностей этой среды, обеспечения равноправного доступа к информационным ресурсам и информационным услугам.
Изменение содержания преподавания информатики обусловлено значительным изменением условий развития региона. К таким условиям можно отнести:
Учитель должен обеспечить формирование у обучающихся ключевых компетентностей, которые им необходимы для успешной самореализации и адаптации в социокультурной среде.
Основная цель данной программы – познакомить Вас с требованиями к уровню профессиональной компетентности педагога и помочь Вам самостоятельно проанализировать свою деятельность, ее результаты, эффективность.
Программа состоит из двух разделов: социально-профессиональная компетентность (инвариант) и предметный раздел, в котором отражена специфика деятельности учителя информатики и информационных технологий.
Программа подготовки к аттестации учителей и преподавателей, ведущих учебные дисциплины: информатика и информационно-коммуникационные технологии, информационные технологии, культура информационной деятельности, основы информационной культуры, преподавателей допрофессиональной и профессиональной подготовки образовательных учреждений основного, начального профессионального и дополнительного образования призвана способствовать:
В программе определены следующие формы аттестационных испытаний: собеседование, представление образовательного проекта, представление аналитического отчета, тестирование.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЯМ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аттестация – это не только процедура установления соответствия квалификационной категории, а, прежде всего, акт общественного признания Вашей квалификации, поэтому не может быть механического дублирования условий прохождения первичной, повторной и последующей аттестации. Для того, чтобы объективно оценить динамику своей профессиональной компетентности, Вам необходимо определить для себя специфику первичной, повторной и последующей аттестаций через характеристику качественных проявлений профессиональной компетентности.
Первичная аттестация |
Повторная аттестация |
Последующая аттестация |
Вторая
категория |
Вторая
категория |
Вторая
категория |
Первая
категория |
Первая
категория |
Первая
категория |
Высшая
категория |
Высшая
категория |
Высшая
категория |
СОДЕРЖАНИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГОГИЙ
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
(ИНВАРИАНТ)
Программа инварианта опирается на базовые для всех категорий работников образования научно обоснованные и системно организованные разделы содержания.
Структура
программы представлена следующими блоками:
• Блок 1. Общекультурная компетентность.
• Блок 2. Компетентность в области образовательной политики.
• Блок 3. Психолого-педагогическая компетентность.
• Блок 4. Компетентность в области саморазвития субъектов образовательного
процесса.
Содержание программы не является статичным, может периодически изменяться (дорабатываться, пополняться, корректироваться) с учетом актуального состояния системы образования, ее развития, конкретизации приоритетных направлений государственной политики в области образования.
Содержание инварианта осваивается в межаттестационный период через самообразование, повышение квалификации в форме курсовой подготовки, в ходе практической деятельности и взаимодействия субъектов педагогического и образовательного сообщества.
Аттестующимся необходимо
предъявить педагогическому и образовательному сообществу, квалификационной и
экспертной комиссиям:
• систему профессиональных знаний;
• систему профессиональной деятельности;
• систему ценностно-целевых ориентаций и профессионально-личностных мотиваций
образовательной деятельности.
Перечисленные выше составляющие интегрируются в социально-профессиональную компетентность, т.е. готовность достигать результатов при решении профессиональных задач на основе единства системы знаний, системы деятельности и ценностной системы.
Социально-профессиональная компетентность педагога не тождественна компетентности выпускника вуза (колледжа), поэтому содержание программы носит характер не повторения ранее изученного, а приращения к нему, преломленного в различных видах профессиональной деятельности. Инструментарий программы предполагает предъявление аттестуемыми на всех этапах аттестации реальных результатов собственной практики в сфере образования.
Блок 1. Общекультурная компетентность.
Культурно-историческая педагогика и социокультурный подход в региональном образовании. Культура детства, подростка, взрослого.
Взаимодействие различных типов культур и традиций. Поликультурное, межкультурное образование. Культурная миссия образования. Культура педагога.
Философско-антропологические и психолого-педагогические ориентиры гуманизации образования. Идеи гуманистической психологии в школе. Смыслы в учении. Культура учения. Система ценностей в образовании и личностные установки педагога. Принципы личностно-ориентированного образования.
Содержание гуманистических принципов в образовании. Гуманизация взаимодействия участников образовательного процесса: диалогизация, проблематизация, персонификация и индивидуализация. Реализация принципов гуманизации.
Понятия и законы экосистемы: структура и взаимосвязь. Культура взаимодействия в системе «Человек-Природа-Общество»: исторический, экологический, эстетический, естественнонаучный, технико-технологический, образовательный аспекты.
Глобальные, региональные и локальные эколого-валеологические проблемы: основные характеристики подходов и вариантов решения проблем.
Региональная концепция и практика энергосбережения средствами образования.
Здоровьесберегающие технологии в образовании. Региональная политика в области решения проблем народосбережения.
Санитарно-гигиенические нормы в образовании. Психологический климат и профессиональные коммуникации.
Охрана труда участников образовательного процесса. Принципы и основания улучшения условий и охраны труда в системе образования. Опасные и вредные факторы образовательного пространства, их воздействие на человека. Система приоритетных направлений реализации требований охраны труда в современных условиях.
Система обеспечения и контроля состояния охраны труда в образовательном учреждении.
Методологические основания образования: структура, логическая организация, методы и средства освоения содержания. Принципы построения, формы и способы познания. Системное видение содержания образования и способов его реализации в соответствии с требованиями ГОС (НРК).
Информация и ее роль в управлении качеством образования.
Информационная культура субъектов образовательного сообщества. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
Перевод информации из одной знаковой системы в другую.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Блок 2. Компетентность в области образовательной политики.
Принципы государственной политики в образовании.
Понятие системы образования: государственные образовательные стандарты, образовательные программы, сеть образовательных учреждений, органы управления образованием.
Понятие образовательной системы как единства философско-концептуальной, психолого-педагогической и социальной составляющих образования.
Региональная образовательная система, муниципальная система образования, образовательное учреждение как система.
Характеристика миссии различных уровней образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего, высшего профессионального образования, послевузовского образования.
Функции дополнительного образования детей: региональный аспект.
Образовательные учреждения, их типы и виды. Статус образовательного учреждения, нормативная база функционирования и развития образовательного учреждения.
Концепция модернизации российского образования. Основные приоритеты в области содержания образования. Концепция предпрофильного и профильного обучения и направления ее реализации.
Государственный образовательный стандарт: федеральный компонент, федеральный базисный учебный план, его структура и функции.
Права человека и гражданина. Гражданские, политические, экономические и социальные права и свободы. Права ребенка по международным документам, семейному, гражданскому, трудовому, административному, уголовному законодательству. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Права участников образовательного процесса. Органы, защищающие права ребенка. Роль педагога в защите прав детей.
Право и образование. Конституция РФ о гарантии прав граждан на образование. Закон РФ «Об образовании». Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Областной закон «О защите прав ребенка». Содержание деятельности и ответственность педагога за реализацию права детей на получение качественного образования.
Региональное образовательное пространство и региональная система образования. Понятие регионализации.
Региональное законодательство в сфере образования. Областной закон «Об образовании в Свердловской области».
Компетенция образовательного учреждения, ответственность руководителей и педагогов за реализацию всех направлений деятельности в рамках компетенции в соответствии с законом РФ « Об образовании». Концепция и программы развития образования в Свердловской области. Основные приоритеты региональной образовательной политики:
Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент): сущность, структура, функции.
Механизмы системы управления развитием качества образования:
Общество и образование. Государственно-общественный характер управления: механизмы реализации.
Социальное партнерство.
Формирование образовательного сообщества как условие реализации прав учащихся на качественное образование. Попечительство.
Благотворительность. Спонсорство.
Финансирование образования. Источники финансирования. Возможности и условия привлечения внебюджетных средств.
Стратегия развития образовательного учреждения. Программно-целевой подход в управлении развитием качества образования. Концепция развития образовательного учреждения. Образовательная программа образовательного учреждения.
Нормативно-правовые основы управления функционированием и развитием образовательного учреждения. Типовое положение об образовательном учреждении. Устав образовательного учреждения. Локальные акты, должностные инструкции.
Блок 3. Психолого-педагогическая компетентность.
Понятие личности. Теории личности. Структура личности. Концепции развития личности. Методы изучения личности.
Психология деятельности. Ведущие виды деятельности, их характеристика.
Психологическая характеристика труда педагога. Психологические модели личности педагога.
Педагогическое общение. Профессиональные коммуникации педагога. Организация педагогического общения. Межличностные отношения, лидерство, личность и коллектив (группа). Основы конфликтологии. Принципы и условия гуманизации педагогического общения. Техники и технологии педагогического общения, речевая культура педагога.
Возрастная психология. Психология управления развитием личности.
Гуманистическая педагогика.
Образовательный процесс. Принципы, методы, формы организации образовательного процесса.
Социальная компетентность обучающихся и педагогические условия ее формирования.
Педагогические технологии.
Управление образовательным процессом. Принципы, структура и условия управления образовательным процессом. Управление по результатам.
Проектирование и моделирование образовательного процесса. Адаптивные возможности образовательного процесса.
Основные функции педагога как организатора образовательного процесса (целеполагание, отбор и структурирование содержания, выбор и разработка методов, средств и форм).
Инновационные процессы в образовании.
Понятие проблемы. Симптомы проблемы. Формулирование проблемы. Показатели ситуаций, требующих развития. Методика проблемно-ориентированного анализа.
Блок 4. Компетентность в области саморазвития субъектов образовательного сообщества.
Система понятий, отражающих философскую, социально-педагогическую сущность развития и саморазвития.
Сознательная деятельность - внутренний механизм развития человека. Рефлексия как основа самопознания и саморазвития. Рефлексивное развитие, средства рефлексивного развития.
Саморазвитие как специфический вид деятельности. Технология саморазвития. Этапы и признаки саморазвития.
Психологическая система саморазвития (мотивация, цели, информационное поле, программа деятельности, рефлексия).
Целеполагание. Методы целеполагания: самоанализ, самооценка, самокритика, самопроектирование.
Самодеятельность. Методы: самообразование, саморегуляция, самоустановка. Формы и средства самообразования.
Организация социально-педагогических, психологических условий, способствующих формированию механизмов саморазвития, самоопределения обучающихся.
ПРЕДМЕТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Информационная культура и развитие профессиональной компетентности педагога
Профессиональная компетентность
педагога находится в постоянной динамике, адекватно реагируя на изменения
потребностей педагогической практики, активно влияя на состояние
информационно-образовательной среды и формируя меняющиеся образовательные
потребности.
Начальный уровень формирования информационной культуры - компьютерная
грамотность предполагает умение ориентироваться в различных источниках
информации, считывать и сохранять информацию с помощью компьютера, обрабатывать
ее с помощью инструментальных средств, представлять в виде, удобном для
учащихся (схемы, таблицы, презентации, публикации). Этим уровнем знаний и
умений должен обладать учитель начальной школы, подготовленный для ведения
начального курса информатики «Азбука информатики», «Информационная культура для
малышей» и др.
Педагог, претендующий на преподавание информатики в основной, средней школе, в
учреждениях начального, среднего профессионального образования, должен обладать
информационной компетентностью на более высоком уровне.
Информационная (информационно-коммуникационная) компетентность - одна из основных и приоритетных составляющих профессиональной компетентности педагога, предполагает:
Информационная компетентность для педагога становится основой его информационной культуры, которая представляет собой всю совокупность достижений человечества в области создания и использования информации, информационных ресурсов, информационных услуг, автоматизированных информационных средств и технологий.
Информационная культура педагога, а точнее, культура информационной деятельности включает:
Место и роль информатики и информационно-коммуникационных технологий в общем, начальном и среднем профессиональном образовании
Информатизация общества. Вклад
информатики в формирование современной научной картины мира, роль
информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
Роль информационных технологий в изменении деятельности человека в условиях
рынка интеллектуального труда.
Информационное общество. Информационные ресурсы общества. Правовые и этические
нормы информационной деятельности. Информационное пространство. Информационная
безопасность. Условия обеспечения равноправного доступа к информационным
ресурсам и услугам.
Образовательный стандарт по информатике, его компоненты и содержательные линии.
Этапы развития образования по информатике в соответствии с положениями
федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г).
Информатика как часть общечеловеческой культуры. Влияние информатики на
формирование общечеловеческих ценностей.
Современные информационные технологии, их техническое и программное
обеспечение. Издательские системы. Экспертные системы. Мультимедиа технологии,
электронные энциклопедии.
Информационные модели и методы как средство развития межпредметных связей.
Моделирование как метод научного познания. Современная информационная картина
мира.
Системный подход. Системная методология и ее взаимосвязь с теорией информации,
кибернетикой, теорией управления, теорией игр и т.д.
Роль информатики в профессиональном и жизненном самоопределении, в формировании
социальной компетентности обучающихся.
Компетентностный подход в образовании. Мировоззренческая,
культурно-историческая, социально-коммуникативная,
информационно-методологическая компетенция как результат образования по
информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Методология обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Организация образовательного процесса
Личностно-ориентированный подход в
образовании, возможности и особенности его использования в преподавании
информатики.
Деятельностный характер образования. Направленность образования по информатике
на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной,
познавательной, коммуникативной, практической деятельности обучающихся.
Проблемное обучение как средство активизации умственной деятельности
обучающихся, развития их творческих способностей.
Возможности информационных технологий обучения по развитию творческого мышления
обучающихся.
Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании. Перспективы
их развития. Телекоммуникационные проекты: организация и проведение.
Особенности проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Рабочая программа учителя информатики и ее разработка.
Программно-методический комплекс по информатике, критерии его отбора и оценки.
Возможности выбора для учащихся.
Формирование у обучающихся ключевых компетенций средствами предмета.
Контроль и оценка результата образования по информатике
Оценка качества образования в
соответствии с действующим государственным образовательным стандартом ФК и НРК.
Новые формы оценивания индивидуальных достижений учащихся по информатике.
Контрольно-измерительные материалы диагностики уровня образованности учащихся
по информатике, пути их совершенствования.
Система мониторинга качества образования по информатике, критерии и показатели.
Тестовые технологии контроля качества образования, их достоинства и недостатки.
Качество контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена
по информатике. Технология подготовки учащихся, родителей и учителей к новой
форме итоговой аттестации – ЕГЭ.
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Этапы |
Виды аттестации |
||
Первичная |
Повторная |
Последующая |
|
ВТОРАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ |
|||
Нулевой этап |
Самооценка в соответствии с предложенными рекомендациями и программой подготовки к аттестации |
||
Первый этап |
АК ОУ |
АК ОУ |
АК ОУ |
• Внешняя экспертная оценка практической деятельности аттестующегося, собеседование. |
•
Внешняя экспертная оценка практической деятельности аттестующегося,
собеседование. |
• Объединение 1 и 2 этапов – публичное представление результатов деятельности за межаттестационный период на рабочем месте перед коллективом образовательного учреждения. Собеседование с экспертной комиссией. |
|
Второй этап |
ЦКИ |
АК ОУ |
|
(по
выбору аттестующегося) |
• Обобщение, анализ и представление профессиональному сообществу образовательного учреждения системы и результатов собственной деятельности. |
||
ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ |
|||
Нулевой этап |
Самооценка в соответствии с предложенными рекомендациями и программой подготовки к аттестации |
||
Первый этап |
Состав экспертной комиссии согласовывается с МАК |
Состав экспертной комиссии согласовывается с МАК |
МАК |
• Внешняя экспертная оценка практической деятельности аттестующегося, собеседование. |
•
Внешняя экспертная оценка практической деятельности аттестующегося,
собеседование. |
•
Объединение 1 и 2 этапов – публичное представление результатов деятельности
за межаттестационный период на рабочем месте перед коллективом
образовательного учреждения и профессиональным сообществом. |
|
Второй этап |
ЦКИ |
МАК |
|
(по
выбору аттестующегося) |
Публичное
представление результатов деятельности за межаттестационный период на рабочем
месте перед коллективом образовательного учреждения и профессиональным
сообществом: |
||
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ |
|||
Нулевой этап |
Самооценка в соответствии с предложенными рекомендациями и программой подготовки к аттестации |
||
Первый этап |
Состав экспертной комиссии согласовывается с территориальным представительством ГАК |
Территориальное представительство ГАК |
Территориальное представительство ГАК |
• Внешняя экспертная оценка практической деятельности аттестующегося, собеседование. |
•
Объединение 1 и 2 этапов – публичное представление |
||
Второй этап |
ЦКИ |
||
(по
выбору аттестующегося) |
Представление образовательного проекта, аналитического отчета
Учителя и преподаватели
информатики, информационных технологий, культуры информационной деятельности,
информационной культуры и др. аттестующиеся впервые, могут представить
образовательный проект по выбранному направлению деятельности. Последующий
межаттестационный период может включать в себя как реализацию данного проекта,
так и работу над другими проектами.
Учителя и преподаватели, аттестующиеся повторно, могут представить
аналитический отчет о реализации проекта по выбранному направлению деятельности
в межаттестационный период.
Данные формы аттестации направлены на выявление ключевых компетентностей,
которыми владеет педагог.
Критерии оценивания образовательного проекта, аналитического отчета
аттестационной комиссией и самим педагогом определяются квалификационными
требованиями.
Собеседование
Собеседование – одна из форм прохождения аттестации. В ходе собеседования педагог демонстрирует персональную готовность к осуществлению образовательной деятельности в современных условиях, дает развернутый ответ по одной из ключевых проблем современного образования, соотносит данную проблему с потребностями образовательного учреждения и собственной педагогической деятельностью. Собеседование представляет собой устную форму педагогического проекта.
Тестирование
Учителя, аттестующиеся впервые, и претендующие на II квалификационную категорию, могут пройти квалификационные испытания в форме тестирования.
Образец
тестового задания.
1) Постановка учебной задачи по информатике включает в себя (выберите нужное):
a) Организацию вычислительного эксперимента,
b) Отладку алгоритма,
c) Установление связи между исходными данными и результатами.
2) Междисциплинарный подход в преподавании предмета «Информатика» проявляется
в: (выберите нужное)
a) Решении задач из различных учебных дисциплин на уроках информатики
b) Изучении представления различных форм и видов информации
3) Установите наиболее точное соответствие:
A. Системный реестр Windows Реляционная база
данных
B. СУБД Oracle 9i Иерархическая база данных
C. СУБД MS Access Сетевая база данных
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АТТЕСТАЦИИ
Критерии оценивания педагогического проекта, аналитического отчета
1. Обоснованность необходимости данного образовательного проекта, его цели, задач, планируемых результатов.
Актуальность темы должна быть обоснована, поскольку это предопределяет вычленение противоречий, определяющих основную идею и ход разработки проекта, аналитического отчета.
Обоснование актуальности данного проекта, аналитического отчета:
2.
Обоснование содержания проекта, аналитического отчета.
Общекультурное, методологическое обоснование:
Социальная эффективность проекта:
Психолого-педагогические основания:
3. Обоснование этапов и способов реализации проекта:
4. Обоснование системы партнерских взаимодействий (профессиональных коммуникаций).
5. Анализ и оценка результатов:
6. Информационная культура представления результатов:
7. Перспективы развития и применения проекта, аналитического отчета в образовательной практике:
При защите аналитического отчета (образовательного проекта) аттестующимся рекомендуется обеспечить оптимальное сочетание трех основных составляющих:
Критерии оценивания собеседования
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
На вторую квалификационную категорию:
На первую квалификационную категорию:
На высшую квалификационную категорию:
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Перечисленные выше темы образовательных проектов можно использовать и для
собеседования.
Дополнительные темы для собеседования:
Социально-профессиональная компетентность
Предметно-профессиональная компетентность
Рекомендуется работа с периодическими изданиями:
«Вестник образования»;
«Дидакт»;
«Квант»;
«Методист»;
«Информатика»;
«Информатика в школе»;
«Наука и школа»;
«Образование в документах»;
«Открытая школа»;
«Педагогика»;
«Сельская школа»;
«Стандарты и мониторинг в образовании»;
«Учитель»;
«Школа»;
«Школьные технологии».
«ПК» (персональный компьютер)
Приложение 2
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ
Аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерством образования Российской Федерации от 26.06.2000г. №1908 (далее Положение).
Для аттестующихся предусмотрены следующие виды аттестации: первичная, повторная, последующая и аттестация для вновь назначенных на должность.
Первичная аттестация проводится для:
Повторная аттестация по занимаемой должности проводится для педагогических и руководящих работников, заявившихся на аттестацию по окончании первого срока действия ранее присвоенной квалификационной категории по занимаемой должности с целью ее подтверждения, повышения.
Последующая аттестация по занимаемой должности (для аттестующихся в третий раз) проводится для:
Аттестация вновь назначенных на должность проводится для:
Для руководящих работников
муниципальных образовательных учреждений, вновь назначенных на руководящие
должности, процедура аттестации устанавливается муниципальным органом
управления образованием.
Для вновь назначенных на должность руководящих работников образовательных
учреждений, подведомственных Министерству общего и профессионального
образования Свердловской области, процедура аттестации устанавливается
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
Установление соответствия первой квалификационной категории сроком на два года
выпускникам учреждений среднего и высшего профессионального (педагогического)
образования, трудоустроившимся по специальности в сельские образовательные
учреждения, установление соответствия первой квалификационной категории сроком
на один год выпускникам учреждений среднего и высшего профессионального
(педагогического) образования, трудоустроившимся по специальности в городские
образовательные учреждения, проводится аттестационной комиссией
соответствующего уровня на основании ходатайства администрации образовательного
учреждения. К ходатайству прилагается копия диплома.
Процесс аттестации включает 5 этапов:
Нулевой этап аттестации -
самооценка деятельности аттестующегося на основании самоанализа результатов
педагогической, управленческой деятельности в межаттестационный период -
проводится до момента подачи заявления на аттестацию. Результаты самооценки,
являющиеся аргументом для соискания квалификационной категории, работник
излагает в заявлении на аттестацию.
Нулевой этап является обязательным для всех видов аттестации за исключением
аттестации работников, вновь назначенных на должность.
Результаты самоанализа в баллах фиксируются в аттестационном паспорте в разделе
«Данные о прохождении аттестации».
Прохождение нулевого этапа аттестующимся предполагает конфиденциальность
процесса самооценки и обработки результатов. Аттестующийся имеет право
представить председателю аттестационной комиссии образовательного учреждения
(занести в соответствующие колонки паспорта) только количество баллов по
соответствующим контрольным точкам. Предъявлять кому-либо результаты выполнения
отдельных заданий нулевого этапа не рекомендуется, т.к. они предназначены для
самодиагностики с целью возможностей последующего саморазвития и самокоррекции
педагогической деятельности аттестующимся работником.
Вариативность нулевого этапа
заключается в том, что аттестующийся имеет право выбирать инструментарий
самооценочной деятельности.
Рекомендации ИРРО по проведению нулевого этапа не являются единственным
возможным вариантом прохождения нулевого этапа. Аттестующийся может выбрать,
каким инструментарием пользоваться: возможно применение инструментария,
используемого на нулевом этапе в предыдущий межаттестационный период, или
использование иного инструментария самооценки педагогической деятельности.
Председатель аттестационной комиссии образовательного учреждения обязан
проинформировать аттестующегося о формах и процедуре нулевого этапа аттестации,
предложить выбрать инструментарий самооценки, разъяснить значимость самоанализа
результатов самооценки для развития профессионально-личностного потенциала
аттестующегося. Председатель или члены аттестационной комиссии образовательного
учреждения не имеют права контролировать прохождение аттестующимся данного
этапа аттестации, оказывать давление или требовать изменить результаты нулевого
этапа. В случае несоответствия мнения аттестационной комиссии образовательного
учреждения с результатами самооценки аттестующегося рекомендуется проведение
собеседования, в ходе которого происходит обмен мнениями и обозначаются
возможные риски прохождения аттестующимся следующих этапов аттестации.
Первый этап аттестации - внешняя экспертная оценка результатов практической
деятельности аттестующегося за период работы в занимаемой должности -
осуществляется в сроки, предусмотренные Положением, проводится на рабочем месте
и является обязательным для первичной аттестации. Для оценивания результатов
деятельности аттестующихся повторно (либо в третий раз) на первом этапе следует
учитывать состоявшиеся результаты деятельности педагогических и руководящих
работников в межаттестационный период.
Для аттестующихся, подтверждающих квалификационную категорию во второй и в
третий раз, принимавших в межаттестационный период активное участие в районных
и областных мероприятиях, стабильно добивавшихся высокой результативности в
работе, эффективно организующих образовательный процесс, необходимость
проведения первого этапа аттестации определяется (по заявлению аттестующегося)
педагогическим советом образовательного учреждения и обосновывается
руководителем образовательного учреждения в представлении на аттестующегося.
Выписка из решения педагогического совета, заявление аттестующегося и
аттестационный паспорт представляются в аттестационную комиссию
соответствующего уровня для принятия решения о признании результатов
деятельности аттестующегося за межаттестационный период в качестве результатов
первого этапа аттестации. Решение фиксируется в аттестационном паспорте (пункт
1 раздела «Решения аттестационных комиссий») и заверяется печатью
аттестационной комиссии соответствующего уровня.
Процедура и форма проведения первого этапа аттестации (проведение первого и
второго этапов в один день, совмещение аттестации работника с аттестацией
образовательного учреждения, место проведения) определяются администрацией
образовательного учреждения по согласованию с аттестующим соответствующим
органом управления образованием.
Второй этап аттестации - внешняя экспертиза профессиональной компетентности аттестующегося:
Для аттестации педагогических и
руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на высшую
квалификационную категорию, образовательных учреждений, подведомственных
Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, - на
первую и высшую квалификационные категории - состав экспертных комиссий для
проведения первого и второго этапов аттестации согласуется с территориальным
представительством Главной аттестационной комиссий. Представительство Главной
аттестационной комиссии в процессе согласования принимает решение о привлечении
внешних экспертов из Областного банка экспертов, утвержденного приказом
министра общего и профессионального образования Свердловской области.
Для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных
образовательных учреждений на первую квалификационную категорию состав
экспертных комиссий для проведения первого и второго этапов аттестации
согласуется с муниципальным органом управления образованием. Для аттестации
педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных
учрежде¬ний на вторую квалификационную категорию состав экспертных комиссий для
проведения первого и второго этапов аттестации определяется аттестационной
комиссией образовательного учреждения.
Результаты второго этапа аттестации фиксируются в аттестационном паспорте
(пункт 3 раздела «Решения аттестационных комиссий») и заверяются печатью
аттестационной комиссии соответствующего уровня.
Третий этап аттестации - принятие решения соответствующей аттестационной
комиссией по результатам аттестации: «Соответствует (не соответствует) заявленной
квалификационной категории».
В случае принятия решения о несоответствии заявленной квалификационной
категории аттестующийся имеет право подать заявление на аттестацию только через
12 месяцев с момента принятия решения.
Решение о результатах аттестации фиксируется в аттестационном паспорте (пункт 4
раздела «Решения аттестационных комиссий») и заверяется печатью аттестационной
комиссии соответствующего уровня.
Общая продолжительность 1, 2 и 3 этапов аттестации для каждого аттестующегося
не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения до принятия решения
аттестационной комиссией соответствующего уровня.
Результаты межаттестационного и нулевого этапов аттестации отражаются в личном
заявлении аттестующегося и представлении на аттестующегося. Заседания Главной
аттестационной комиссии Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области проводятся в последний вторник текущего месяца в период с
октября по апрель.
Документы на очередное заседание Главной аттестационной комиссии принимаются от
специалистов муниципальных органов управления образованием, курирующих вопросы
аттестации педагогических и руководящих работников, до 14 числа каждого месяца
в период с октября по апрель.
Пакет представляемых документов должен включать в себя:
Повторно аттестующиеся на высшую квалификационную категорию за две недели до срока проведения аттестации представляют письменно тезисы аналитического отчета за межаттестационный период в представительство Главной аттестационной комиссии для предварительной экспертизы.
Приложение 3
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Профессиональная компетентность
педагога находится в постоянной динамике, адекватно реагируя на изменения
потребностей педагогической практики, активно влияя на состояние
информационно-образовательной среды и формируя меняющиеся образовательные
потребности.
Начальный уровень формирования информационной культуры - компьютерная
грамотность предполагает умение ориентироваться в различных источниках
информации, считывать и сохранять информацию с помощью компьютера, обрабатывать
ее с помощью инструментальных средств, представлять в виде, удобном для
учащихся (схемы, таблицы, презентации, публикации). Этим уровнем знаний должен
обладать учитель начальной школы, подготовленный для ведения начального курса
информатики «Азбука информатики», «Информационная культура для малышей» и др.
Педагог, претендующий на преподавание информатики в основной школе, должен
отвечать более высоким квалификационным требованиям, обладать информационной
компетентностью более высокого уровня.
Информационная (информационно-коммуникативная) компетентность - одна из основных и приоритетных составляющих профессиональной компетентности педагога, предполагает:
· рациональную, творческую деятельность в условиях информатизации общества и образования,
· умение разрабатывать информационные модели, позволяющие эффективно решать профессиональные задачи;
· способность разрабатывать стратегии использования информационных технологий в системе профессиональной деятельности;
· умение осваивать и применять новые информационные технологии, учебно-методические комплексы в практической работе. Информационная компетентность для педагога становится основой его информационной культуры, которая представляет собой всю совокупность достижений человечества в области создания и использования информации, информационных ресурсов, информационных услуг, автоматизированных информационных средств и технологий. Информационная культура педагога, а точнее, культура информационной деятельности включает:
Важным, приоритетным критерием деятельности учителя информатики является уровень развития его информационной культуры, оцениваемый на различных этапах квалификационных испытаний.
Предметно-информационная составляющая:
Учитель информатики владеет следующей системой знаний:
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
Учитель информатики:
Ценностно-ориентационная:
Учитель информатики:
© Институт развития регионального образования, 2005
В нашем каталоге доступно 76 030 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 2 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ ‚ ¦®!.txt
Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru
============================================================
!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!
========================================
Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,
учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
Организационные, методические и нормативные документы,
лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,
MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),
лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,
экзамен, проектная деятельность, презентации.
Все в свободном доступе! Без регистрации!
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 676 679 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Максимова Мария Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.